lady_dalet (lady_dalet) wrote,
lady_dalet
lady_dalet

Categories:

Аномальные зоны Таджикистана.

Горный Таджикистан.

Одна из самых высоких точек мира находится здесь. Памир часто называют «Крышей мира». Более 90% страны занимают горы, хребты. И живут здесь не только люди. Помимо мирных пастухов с собаками и овец, за которыми они присматривают, в горах существует множество существ гораздо более древних, чем человечество. Много странного происходит в горах. У альпинистов есть много неписаных правил, чтоб не обижать духов гор. А тем, кто нарушает правила, обычно в горах приходится не сладко.

Тут и травмы, и гибель, и страх. По древним легендам именно в горах высоко обитают жестокие и ужасные демоны — Дэвы и прекрасные Пэри. Но человеку с ними лучше не сталкиваться. Живых после таких встреч не видели. Людям всего примерно 10 тысяч лет. А горы здесь часто обнажают краснозем, являющийся корневой породой. В таджикских горах есть места, где отчетливо видны следы динозавров. В одном из горных селений археологи нашли цепочку следов динозавра и человека, проходивших примерно в одно и то же время.

Мой отец, геолог, рассказывал, что в горах есть такие места, где даже будучи в полном одиночестве, чувствуешь чье-то незримое присутствие. Есть такие дикие места высоко в горах, что нога человека ступает здесь раз в несколько десятков лет. И это ощущается во всем. В безмерной тишине, например. Когда слышишь, как за десятки метров от тебя падает капелька воды. Это ощущается в нетронутости природы. И в неприятии природой человека. Или не природой. А теми, кто живет в тех местах тысячи, а может и миллионы лет.

Духи гор явно недовольны такой интервенцией людей. Потому альпинисты долго в высокогорье не задерживаются. Помимо древних духов, за последние несколько десятков лет армию големов, призраков и духов пополняют погибшие туристы и альпинисты. Редко кого удается вытащить, обычно тех, кто погиб в горах там и оставляют. Кстати, поэтому у геологов, туристов запрещены одиночные маршруты. После гибели кого-либо из горняков остаются имена.

Так одна из варзобских скал, носившая название «Клык», позже была переименована в «Наташку», т.к. именно с нее сорвалась очень опытная альпинистка Наталья во время обычной тренировки. Многие другие скалы и хребты также носят имена людей, погибших при попытке покорить их. Я сам, когда был в недельном переходе Сиёма-Лабиджай, через ледник на Перевале Четырех, неподалеку от Короны Сиёмы, часто ощущал на себе чей-то взгляд, явно не человека и не животного. Особенно это было ощутимо на леднике. На высоте 4 200 метров.

Наша туристическая группа из 13 человек поднималась на ледник, но вместо обычных 3 часов подъём отнял у нас почти весь день. Будто кто-то специально скатывал вниз нас. Но самые жуткие вещи стали твориться когда мы спустились с ледника. Ночью кто-то смял все палатки. Мы проснулись в спальных мешках и куче тряпья вместо хорошо растянутых палаток. И можно было бы списать все на бродячих животных, но животных не было, по словам дежурных. Не было и следов зверей, если только это не были летающие медведи.

И каждому из нас очень хотелось поскорее встретить рассвет чтобы поскорее удрать от этих жутких, пугающих мест, где нам явно не были рады, несмотря на рюкзаки по 25-30 килограмм за плечами. Можно было бы не придавать значения собственным страхам, списать все на горную болезнь. Однако вся фото- и видеоаппаратура также отказала. Правда позже исправно заработала, уже когда мы спустились до лагеря.

Так что нам на память остались только съемки до ледника. Высоко же в горах нет ни зверья, ни деревьев. Изредка растет трава. Что же тянет туда нас, людей?

Может нам и не стоит ходить туда, где природа предусмотрела все, для существования другой формы жизни, но никак не человека.

ТАДЖИКСКИЕ ПАРИ

Одним из самых загадочных и популярных персонажей таджикской мифологии являются пари.

Несмотря на то, что легенды о них уходят своими корнями глубоко в древнюю веру народов в злых и добрых духов, живущих рядом с людьми, пари так и не исчезли из сознания людей насовсем. И сегодня можно иногда услышать, как люди пересказывают друг другу будоражащие разум и воображение рассказы о встречах с пари.

Жители Бартанга, что на Памире, издавна считают себя потомками охотника Байга и его жены - пари, разводившей горных коз.

Шахбоз Саломатшоев, сам родом из Бартанга, рассказал нам историю, которую здесь знает каждый:
«В одном из селений долины Бартанга на Памире давным-давно жил охотник по имени Байг. Его женой была не простая женщина, а настоящая пари. Байг никогда не возвращался с охоты с пустыми руками, и удача всегда сопутствовала ему. Однажды, когда Байг уходил на охоту, кто-то из односельчан выследил его с помощью собаки.

Пари, которая ждала мужа дома, в это время доила коз и овец вместе с другими пари. Услышав лай приближающейся чужой собаки, козы и овцы разбежались и пролили молоко. Тогда разгневанная пари прокляла своего мужа Байга и навсегда ушла вместе с сестрами из тех краев. С тех пор Байг уже не мог охотиться, как прежде...»

Обычно пари относят к добрым духам, но в представлении таджиков есть и злые их подвиды. Отрицательный образ пари часто встречается в Авесте и пехлевийских источниках.
Пари добрые часто изображаются как красивые девушки или молодые женщины в белой, синей или красной одежде.

В персидских сказках и преданиях часто можно встретить упоминание о пари, смеющихся необычным смехом, из их ртов при этом на землю падают цветы изумительной красоты. А само появление пари часто сопровождается необыкновенным ароматом и благоуханием.

Встречаются пари и в образе юнош или мужчин, совершающих культовые ритуалы. Плохих или злых пари часто рисуют некрасивыми, в неопрятной одежде.

Пари могут вступать в сексуальную связь с людьми, от чего рождаются необыкновенные люди. Например, мужчины, которых пари избрали в возлюбленные, могут стать шаманами, лечить болезни или предсказывать будущее.

Таджикский фольклорист Дильшод Рахимов в интервью «Открытой Азии онлайн» рассказал, что мифы и легенды о пари сохранились в преданиях таджиков, иранцев, афганцев, белуджей и многих тюркоязычных народностей и в виде животных...

МИСТИЧЕСКИЕ ПРЕДАНИЯ ТАДЖИКИСТАНА

Легенды и мифы о святых источниках и мазарах, расположенных в Таджикистане, широко известны далеко за пределами страны.

Эксперты уверены, что иностранного туриста, особенно из арабских стран, можно привлечь к нам в качестве паломников к этим святыням. Но для начала, самим таджикистанцам следует с должным уважением относиться к тем уникальным местам, которые подарила нам природа, а если верить легендам, то и сам Аллах. К сожалению, сейчас наше отношение к своим святыням такое, что паломник, посетивший их, увезет с собой на родину не благодать, а глубокое разочарование. Примером этому может послужить известное место "Чилучорчашма".

ПО сути "Чилучорчашма" для Таджикистана, это все равно, что Киево-Печерская лавра для Украины. И с тем и с этим местами связано огромное количество легенд и мифов, и там вода из колодцев, и здесь из источников считается целебной, и в Украине и у нас захоронены святые. Но, когда жители Украины посещают свою святыню, то трепет их настолько велик, что никто не позволит себе даже нечаянно шаркнуть ногой. У нас же напротив: можно не только издать лишний звук, можно обругать кого-нибудь матом или помыть грязную посуду в святом источнике. Не верите? Посетите "Чилучорчашму".

…Мы приехали сюда в воскресенье. У ворот территории толпился народ, стояло десятка три "совковых" рейсовых автобусов, автомобили, тут же продавали горы арбузов. Утро было раннее, но народу в "Чилучорчашме" уже собралось немало. Учитывая святость этого места, кажется, что люди спешат сюда с тем, чтобы помолиться и очиститься от грехов. Но каждый из посетителей тащит с собой огромные клетчатые сумки с едой и посудой: в "Чилучорчашме" проходят пикники на природе.

В тени раскидистого сада, на топчанах народ раскладывает свою провизию, тут же разжигает костры и готовит себе обед. Здесь расположилась и ярмарка: фотографы громко зазывают клиентов, покупатели торгуются с продавцами. Всюду шум и гам, на земле и даже в воде брошенные обертки от чипсов и конфет, где-то истошно вопит магнитофон. По берегам реки, которая образуется при слиянии всех источников, на курпачах тоже отдыхают люди, и тоже готовят себе еду на кострах. Кожуру от картошки и лука бросают в источники, в них же после трапезы моют грязную посуду…

Рядом с каждым источником стоят зеленые таблички с надписями на таджикском, русском и английском языках: "купаться запрещено", но на посетителей эти наказы явно не действуют. Две девушки, оживленно болтая между собой, держась друг за друга, по очереди обмывают в источнике пыльные ноги в резиновых шлепках. А после них набегает детвора и с разбега бросается в воду - купаться. Все это происходит на глазах старшего поколения, которое реагирует на такие выходки безразличным молчанием.

На огромных валунах, из-под которых бьют святые источники, каждый из посетителей зачем-то обязательно стремиться вывести свои инициалы. Все камни вокруг родников сплошь исписаны мужскими и женскими именами.

СПРАВКА "АП":

"ЧИЛУЧОРЧАШМА" (Сорок четыре родника) - место, расположенное в 12км от Шахритуза, известное как в Таджикистане, так и за пределами республики. Здесь прямо у подножия небольшого холма, посреди раскаленной пустыни, бьют из-под земли пять больших водных источников, распадающихся на 39 мелких. Все источники, сливаясь, образуют канал шириной 12-13 м, в котором обитает большое количество рыбы.

По одной из легенд, праведный халиф Али, увидев пересохшую реку Ромит, добрался до "Чилучорчашмы" и попросил Аллаха дать воды. При этом он нанес удар в подножие близлежащего холма, и там, где его пальцы коснулись земли, стали бить пять чистейших источников.

Считается, что вода 17 источников является целебной. Каждый из них имеет свое название и целебное предназначение.

На территории "Чилучорчашмы" есть также небольшой холм, на котором возвышается маленький мавзолей. По легенде здесь захоронен некий святой, последователь Пророка Камбар Бобо, который был старостой конюшни Хазрати Али. Здесь же находятся могилы еще четырех святых, имена которых неизвестны.




Tags: Таджикистан, Фантазия и реальность, мир и сказки
Subscribe

  • Последняя пятница июля 2021.

    Хм... ещё не сплю, а встала сегодня утром в 6.00. Ходили гулять на поле - красивый оранжевый закат 🌇 и солнечные лучи на сизого цвета облаках,…

  • Опять ломка.

    Был какой-то сбой вчера и именно после моей пробежки по перрону - летела к вагону, оказавшемуся не в той стороне, как предполагала. Успела, но))))…

  • 28.07.2021 Сон в день Джамили.

    Дни бегут ещё быстрее. Занята бытом и это приносит какое никакое удовольствие - отвлечение от юпнотого мира паразитов и их идеологии, которые…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 1 comment