"Оккупация" России немцами - 1."Оккупация" России немцами - 3.
"Оккупация" России немцами - 4.
*
Первое переселение меннонитов в Россию, из Мариенвердерской низменности (в Пруссии), состоялось в 1789 году, по приглашению правительства, в числе 228 семейств. Им была обещана свобода вероисповедания и свобода от военной и гражданской службы, дана льгота от податей на 10 лет, и каждому семейству отведено по 65 десятин земли, а также дано по 500 рублей на проезд и обзаведение.
Некоторые ошибочно считали меннонитами и немцев, живущих в Радичеве Черниговской губернии (2 колонии), поселенных здесь ещё графом Румянцевым в 1772 г.
B тексте неточность:
"Некоторые ошибочно считали меннонитами и немцев, живущих в Радичеве Черниговской губернии (2 колонии), поселенных здесь ещё графом Румянцевым в 1772 г."
В данном случае с 1801 г. гуттеры (те самые жители Радичево и Нойндорфа) получили конфессиональный статус "меннонитов", поэтому официально их стали именовать в официальных документах "Радичевская община меннонитов".
В 1841 г. они переселились на Молочную, потому что после смерти графа его наследник захотел сделать гуттеров своими крепостными.
*
Гуттериты (нем. Hutterer) — течение в анабаптизме, которое возникло в XVI веке, названо по имени одного из первых лидеров — Якоба Гуттера (англ.)русск.. Отличительной их чертой является общность имущества.
Анабаптисты, или перекрещенцы (от греч. ανα — «опять, вновь» и греч. βαπτιζω — «крещение», то есть «вновь крещёные»[1]) — название участников радикального религиозного движения эпохи Реформации (XVI столетие) в основном в Германии, Швейцарии, Нидерландах, полученное ими от своих противников. Сами анабаптисты предпочитали называть себя «крещенцами», то есть «крещенными» (нем. Täufer), подчёркивая крещение как сознательный выбор.
Точное время появления анабаптистского движения определить так же сложно, как и само движение. Причиной этому несколько мест появления взглядов, впоследствии названных анабаптизмом.
*
По мнению историков существует несколько независимых мест зарождения анабаптистских идей: Швейцария, Австрия, Рейнская область и Нидерланды.
В результате начавшихся преследований многие анабаптисты бежали в другие регионы империи: Эльзас, Пфальц, Тироль, Моравию и Нидерланды.
Одна из ветвей анабаптистского движения, придерживающаяся учения об общности имущества нашла возможность обосноваться в Моравии и Западной Словакии, где они получили от местного населения прозвище хабанеры (нем.)русск. (предположительно от нем. haben).
Ввиду сильной роли Якова Гуттера (ум. 1535) и его учения, эти общины также известны под названием гуттеритов или Гуттерских братьев. Эти общины в силу общего места происхождения и близости названия нередко путают с моравскими братьями (гернгутерами).
Вторая ветвь движения, на основе Швейцарских братьев, сходна в учении с гуттеритами, однако не придерживается учения об общности имущества.
Третья, наиболее распространённая ветвь современного анабаптизма — меннониты, голландские анабаптисты, реформированные и реструктуризированные под влиянием Менно Симонса.
Многочисленные общины наследников анабаптистского движения разбросаны по всему миру. Наибольшее количество их в Швейцарии, Голландии, Эльзасе, Германии и особенно в Соединённых Штатах Америки и Канаде. Достаточно большое их количество когда-то проживало в Российской империи, в основном это были меннониты.
Поскольку большинство из них были немецкого происхождения, религиозные и национальные притеснения в советский период вызвали массовую эмиграцию меннонитов на Запад.
Немногие из этих общин сохранили радикальный характер анабаптизма реформационной эпохи. Общим для них остаётся учение о крещении взрослых, отрицание присяги (клятвы), военной службы (пацифизм) и строгость в нравах.
История меннонитов в России. Часть 1 (Fotos)
Знаменитый русский историк Костомаров однажды посетил такую колонию и был впечатлен:
.
«… Я осмотрел житье-бытье меннонитов и был изумлен чрезвычайно цветущим состоянием их быта.
Дворы их обсажены садами, домики просторны и светлы, хотя крыты соломой и носят на себе характер малорусского жилья, только несравненно культурнее и богаче. Везде в домиках деревянные полы, чисто вымытые; заборы и все хозяйственные постройки содержатся в порядке, и нигде не видно того неряшества и беспечности, какими страдают наши русские деревенские постройки…
Близ самой колонии красуется прямой превосходный лес, сеянный назад тому двадцать лет. Меннониты с гордостью уверяют, что это предрассудок, будто край Екатеринославской губернии по своей природе безлесный. Все они грамотны, отдают детей в свои училища и не чуждаются туземного языка…»
После земледелия у меннонитов было развито скотоводство и преимущественно овцеводство (улучшенные породы); более всего в Молочанском округе, где в 1889 г. было до 10000 лошадей, более 15000 голов рогатого скота (лучших пород) и около 20000 овец.
Живя большей частью в безлесной местности, меннониты издавна занимались разведением деревьев: фруктовых, тутовых и лесных; в одном Молочанском округе имелось свыше 31,2 млн тутовых деревьев; развито также шелководство и табаководство. Развивалось предпринимательство. Меннониты основывали заводы (винокуренные, суконные, кирпичные, черепичные и др.), фабрики и мельницы.
Многие мастерские по производству земледельческих орудий со временем выросли в машиностроительные заводы (например, мастерская первого меннонита-предпринимателя Питера Леппа выросла в завод Леппа и Вальмана; кузница Абрагама Копа выросла в завод Копа, ставший в 1923 году ядром при образовании завода «Коммунар»). Самым промышленно развитым был Молочанский округ.
.
.
Меннониты высоко ставят грамотность, считая её «важнейшей потребностью общества»; между ними нет неграмотных; мальчики и девочки обязательно посещают школы (большей частью одноклассные, в каждой колонии по школе; кроме того, в Хортице и Гальбштадте русские высшие училища, в Гальбштадте и Орлове-на-Молочне — ремесленные училища).
.
В доме почти каждого хозяина имеется какой-либо периодический орган (чаще — немецкий). Все, даже противники иностранных колонистов, утверждают, что М. трудолюбивы, любят порядок, нравственны, гуманны и трезвы. Они живут в больших и удобных домах (около 30 % каменных) и по преимуществу малосемейны. Влияние их на окружающих русских крестьян считалось благотворным.
Началом трагедии для меннонитов России стала Первая мировая война, когда усилилось недоверие правительства к немцам-колонистам, их начали насильно переселять из Украины в Поволжье. Депортация производилась за счет колонистов, их земли и имущество конфисковывались в пользу государства. Каждому переселенцу разрешалось иметь багаж не более 20 фунтов (8 кг). На каждые 1000 человек брали одного заложника…
В январе 1925 года в Москве прошел Первый Всесоюзный съезд меннонитско-евангелистских общин, на котором присутствовали представители ста тысяч советских меннонитов. В обращении к председателю ЦИК СССР М. И. Калинину съезд выдвинул ряд требований, которые могли бы в будущем снять проблему эмиграции этой категории немцев: землеустройство безземельных крестьян, права на самоуправление и религиозное обучение, разрешение альтернативной службы. Самым удивительным оказалось то, что ЦИК СССР и специальное совещание по работе среди меннонитов при Отделе по агитации и печати ЦК ВКП(б) согласились с большинством этих пожеланий. Но действовать власть не спешила.
4 ноября 1925 года по инициативе Лазаря Кагановича (в то время генсека ЦК Украины) было упразднено находившееся в Харькове центральное правление Союза потомков голландских выходцев в УССР, среди которых были этнические немцы-меннониты. Постановления меннонитского съезда также остались лишь на бумаге...
Современное меннонитство - одна из старейших и распространенных протестантских церквей, насчитывающая в мире около полумиллиона последователей.
Меннонитство обращает на себя внимание прежде всего как этноконфессиональная общность.
Меннонитство необходимо рассматривать как цельное религиозное направление со своей теологической доктриной и культовой практикой.
Несмотря на известное догматическое и обрядовое родство с баптизмом и другими протестантскими течениями, оно отличается от них. Этими-то отличительными особенностями теологической доктрины и культовой практики меннонитство сильнее всего воздействует на своих последователей.
Именно религиозный пацифизм приверженцев меннонитства, который противоречил государственным интересам, породил своеобразную форму пассивного протеста: каждый раз, когда государство пыталось принудить меннонитов проходить армейскую службу, начиналась массовая эмиграция.
Первый поток эмигрантов пришелся на 40- 50 гг. XVI в., когда притеснения католической инквизиции вынудили религиозные общины переселиться сначала в Северную Германию, затем в Восточную и Западную Пруссию.
Следующая, более крупная волна эмиграции приверженцев секты началась в конце 1560-х гг., в результате чего они попали в Германию, Англию, Францию и Польшу. В период XVIII — XIX вв. часть последователей Менно Симонса эмигрировали в Америку и Канаду, а часть — в Российскую Империю.
Указом Императрицы от 7 сентября 1787 г. всем переселенцам — меннонитам предоставлялись некоторые льготы и социально — экономические привилегии. Первых прибывших сектантов разместили вблизи острова Хортица (укр. Хортиця) на правом берегу Днепра, в черте нынешнего города Запорожье.
В 1793 г., после второго раздела Польши, эмиграция меннонитов возросла. Им были выделены огромные территории плодородных земель в Таврической губернии (на реке Молочные Воды). Несмотря на непростые условия жизни в юго-восточных степях, меннониты быстро обустроились на новом месте, вскоре в Россию переехало большинство приверженцев их веры.
МЕННОНИТЫ: «ДЕТИ МИРА»