"- Что за черт! - взревел сэр Чарльз. - Греггс! Э-эй, Греггс!
Саламандра вздрогнула и молниеносно скрылась под водой. В дверях появился запыхавшийся и взволнованный мистеp Греггс.
- Да, сэр?
- Что это значит, Греггс? - крикнул сэр Чарльз.
- Что-нибудь случилось, сэр? - беспокойно пробормотал мистер Греггс.
- Это животное разговаривает!
- Извините, сэр, - удрученно ответил мистер Греггс. -
Нельзя этого делать, Энди. Я вам тысячу раз говорил, что вы не должны надоедать людям своими разговорами.
- Прошу прощения, сэр, больше это не повторится.
- Это вы научили саламандру говорить?
- Но... она начала первая, сэр, - оправдывался Греггс.
- Надеюсь, что больше этого не будет, Греггс, - строго сказал сэр Чарльз. - Я прослежу за вами.
Спустя некоторое время сэр Чарльз сидел с профессором Петровым, беседуя о так называемом интеллекте животных, об условных рефлексах и о том, как широкая публика переоценивает умственные способности животных.
Профессор Петров высказал свои сомнения насчет эльберфельдских лошадей, которые якобы умели не только считать, но даже возводить в степень и извлекать корни; ведь даже средний образованный человек не умеет извлекать корни, заметил ученый. Сэр Чарльз вспомнил о говорящей саламандре Греггса..."
И еще кое-что о саламандрах, ящеpицах, хамелеонах в человечeском обличии:
Кто сместил Меровингов? Каролинги. А кто они такие? Они основали для себя городок, опять же во Франции (соврем.)
Miracolo di san Benedetto di Spinello Aretino
Благодаря бережному отношению к старинной архитектуре центра города, продюсеры часто выбирают Сарла местом съёмок фильмов; исторический центр Сарла является одним из самых «снимаемых» во Франции. Начиная с 1945 года город служил аутентичной средневековой декорацией более чем в 80 кинолентах.
Среди снятых в Сарла фильмов можно отметить ленты:
«Дуэлянты» (1977), Ридли Скотта,
* * *
Война с саламандрами
- Начнется война. Естественно.
- Да, начнется мировая война саламандр против саламандр.
- Во имя культуры и права.
- И во имя истинной саламандренности. Во имя
национальной славы и величия. Лозунг будет: "Мы или они".
Лемуры, вооруженные малайскими криссами и кинжалами йогов, беспощадно вырежут атлантов, пролезших в Лемурию; в ответ на это более прогрессивные, получившие европейское образование атланты отравят, лемурские моря химическими ядами и
культурами смертоносных бактерий, и притом с таким успехом, что будет зачумлен весь мировой океан. Моря будут заражены искусственно культивированной жаберной чумой. А это, брат, конец. Саламандры погибнут.
- Все?
- Все до одной. Это будет вымерший род. От них останется только старый энингенский отпечаток Andrias'a Scheuchzeri.
- А что же люди?
- Люди? Ах да, правда... Люди... Ну, они начнут понемногу возвращаться с гор на берега того, что останется от континентов; но океан еще долго будет распространять
зловоние разлагающихся трупов саламандр. Постепенно континенты опять начнут расти благодаря речным наносам; море шаг за шагом отступит, и все станет почти как прежде.
Возникнет новый миф о всемирном потопе, который был послан богом за грехи людей. Появятся и легенды о затонувших странах, которые были якобы колыбелью человеческой культуры; будут, например, рассказывать предания о какой-то Англии, или Франции, или Германии...
- А потом?
- Этого уже я не знаю...
* * *
О «Войне с саламандрами» Карела Чапека
.
Насколько хорошо жить в мире, полном либеральных идей? Так ли ценна эмансипация, избирательное право, свобода искусства, когда можно собрать монолитное общество, ведомое сильным лидером?
.
.
Мир саламандр — это не только планета, пораженная фашистской заразой. Это будущее, в котором стерта индивидуальность ради некоего призрачного общего блага, спущенного сверху; общество, в котором наука и искусство подчинены потреблению, а идеи станут не нужны, ведь «что такое цивилизация, как не умение использовать то, что придумал кто-то другой».
.
.
Честно говоря, предостережения Чапека несколько меркнут перед чередой безумств, уже совершенных человечеством за последние лет шестьдесят-семьдесят, но ведь, наверное, дистопические(да, давайте уже употреблять этот термин) произведения тем и ценны, что по прошествии энного количества десятилетий можно сказать: «А вот он-то предупреждал!» Верно? (2012)