lady_dalet (lady_dalet) wrote,
lady_dalet
lady_dalet

Categories:

АБРАКАДАБРА, АБРАКСАС и Карабас-Барабас.


https://youtu.be/vWPQQbldFjw

Откуда взялась абракадабра?

Абракадаброй, согласно словарю Ушакова, принято называть явную бессмыслицу, непонятный набор слов. Впрочем, кроме того, этот автор упоминает об иностранном происхождении слова из старинного магического заклинания. У других исследователей русского языка можно почерпнуть дополнительную, причем весьма любопытную информацию.

У В. Даля, например, прочитаем, что это «таинственное слово, перешедшее от древних евреев и греков; род заговора, особенно от лихорадки, который пишется треугольником и носится в ладанке». Брокгауз и Ефрон согласны с ним лишь отчасти, а именно в том, что речь идет о «таинственном чародейском слове», которое использовалось «как средство от лихорадки», но, по их толкованию, происхождение имеет персидское, а пишется «в виде четырехугольника или опрокинутого треугольника на лоскутке».

Еще подробнее рассматривает этимологию абракадабры М. И. Михельсон. Уточняя трактовку В. Даля, он отмечает, что в прямом смысле это «имя идола Сирийского (еврейское „авракадавра“ — скройся, нечистый)», «таинственное слово, перешедшее от древних евреев и греков; род заклинания (от лихорадки), которое писалось одиннадцать раз так, что получался треугольник.

Картинки по запросу abrakadabra песня
В роде амулета это носится в ладанке. Серен Саммоник, древний врач (II в.), верил, что это средство против горячки». Каким же образом строилось написание слова, чтобы при этом образовывался треугольник?
.
Об этом можно прочитать в Литературной энциклопедии, которая также подчеркивает изначально магический смысл абракадабры: «Слово это выписывали столбиком на дощечке 11 раз, последовательно уменьшая его на одну букву; в результате получался треугольник. Такое постепенное укорачивание этого слова будто бы постепенно уничтожало силу злого духа».

Продолжая путешествие по страницам справочной литературы, обратимся к энциклопедии «Символы, знаки, эмблемы». В ней сообщается о нескольких версиях происхождения абракадабры. По одной — в корне слова заложено имя греко-египетского бога Абраксаса, по другой — это одно из имен иранского бога Митры, по третьей — оно возникло из халдейского заклинания «аб бада ке даабра», что означает «сгинь, как слово», по четвертой — из еврейского «Abreg as habra» т. е. «мечи свою молнию даже в смерть».

Остановимся подробнее на божественных вариантах.

В египетском пантеоне Абраксас славился победой над драконом и являлся (как и Митра) солнечным богом. Он имел человеческое тело, петушиную голову и змеиные ноги, а в руках держал щит и меч (по другим вариантам — плеть, факел). Символический смысл изображения Абраксаса в подобном виде заключался в следующем. Змеи символизировали опоры для тела в виде Нус и Логос, чувства и понимания. Петушиная голова олицетворяла предвидение и бдительность, а предметы в руках — броню мудрости и метлу власти.

С другой стороны такая иконография отражала триединство мира (петух — солярный знак, тело — земной, змея — подземный). Вот такой сложный образ. Добавим, что ряд исследователей связывает Абраксаса не только с Митрой, но и с иудейским Яхве, кельтским Беленусом, христианским Иешуа (Иисусом), индийским Брахмой. Что же до греков, то стоит вспомнить философию гностиков, точнее, александрийского пифагорейца Василида, который примерно в девяностом году нашей эры создал доктрину, объединявшую христианство с традиционными мировоззренческими началами. Согласно этой доктрине, Абраксас является верховными божеством, числовая сила букв его имени равна количеству дней в году — 365, а сам он обладает стольким же числом добродетелей

В рамках концепции василидян, это соответствует делению Вселенной на 365 эонов — духовных циклов, сумма которых и образует числовой символ божественной силы Верховного Отца — Абраксаса: «Бог, несотворенный, вечный Отец, сначала породил свой Нус, или Ум, Логос — Слово; это Фронезис — Разум; от Фронезиса произошли София — Мудрость и Динамис — Сила».* Впоследствии гностики разошлись во мнениях относительно Демиурга, а затем и вовсе были признаны еретиками. Но в средние века абракадабра вновь всплыла, правда, теперь уже совсем в ином качестве: чернокнижники посчитали ее заклинанием вызова злых духов. Многие современные оккультисты настаивают на том, что это слово являлось и алхимической формулой. И имя Абраксаса тоже звучало. Например, мало кто знает, что утопия Томмазо Кампанеллы «Город Солнца» имела второе название — как раз «Абраксас». Город Солнца так и не возведен, строительство коммунизма захлебнулось, а абракадабра осталась…


Автор: Валентина Пономарева
Источник: https://shkolazhizni.ru/culture/articles/30309/
© Shkolazhizni.ru

*  *   *

Итак, его имя – Абракас. Именно так. Это уже позднее различные подпевалы «темных» добавили одну букву в его имя, чтобы сложнее было разобраться, и чтобы «навести тень на плетень». На самом деле очень многие из нас неоднократно с детства слышали это имя.

Правда, звучало оно, как имя сказочного персонажа. Итак, Абракас = Карабас Барабас.

Помните сказку про Буратино? И фильм был прекрасный в советское время – «Золотой ключик». В нем Карабас Барабас был хозяином кукольного театра, в котором куклы управлялись за счет тонких ниточек. Дернешь за нитку – кукла дернет рукой или ногой.

«Имя Карабас упоминается ещё у античных авторов как искаженное египетское "скарабей" (символ царской власти). Уже в Древней Греции так именовали самозванцев, заявлявших о своем царственном происхождении в "дальних странах" (аналог нынешнего Big in Japan).

По этой причине у Пьерро Кот в Сапогах говорит о маркизе Карабасе (дословно - Самозванце).




Барабас - в каббалистике - "Сын Отца", один из эпитетов Сатаны, как отвергнутого Сына Бога. Таким образом, Карабас - Барабас - это дьявольский самозванец».

А вот теперь Вы можете взглянуть на этого самозванца - урода.

Так кто же такой этот Абракас? Откуда он вообще появился и зачем?

История длинная и запутанная. Одно ясно, это действительно «демон» – самозванец, ибо перешерстив все списки дьявольских демонов, мы в них такого имени не нашли.

И этот демон появился не просто так. Когда-то он был создан вполне конкретным человеком. Позже я назову его имя. Сначала почитайте, пожалуйста, о том, что известно об этом демоне.

«В Риме за любовные дела "отвечал" Абракас. К нему обращались для любовного привораживания».

«В гностической традиции это имя космологического божества. История употребления прослеживается до Василида, гностика из Александрии (ок. 90 г. н. э.), у которого Абраксас становится центром всего учения.

Согласно василидианской доктрине Абраксас – верховный глава небес и эонов, являющий в себе их полноту.

Сумма цифровых значений букв его имени составляет 365, т.е. число дней года, а также число небес (совокупность мирового пространства) и число эонов (совокупность духовного пространства).

Семь букв имени подчеркивают смысл исчерпания моментов бытия, совершенной полноты.

Иконографический образ Абраксаса - тело человека с головой петуха (предвидение и бдительность), в одной руке у него щит, в другой – плеть (Мудрость и Власть). Из тела вместо ног вырастают две змеи – Нус и Логос (внутреннее чувство и быстрое понимание).

Не рискну утверждать, что это изображение на печати однозначно свидетельствует о приверженности Василидианскому учению, тем более, что большинство исследователей определяет тамплиерское учение как более близкое к офитскому.

Но надо признать, что Абраксас однозначно ассоциируется с учением Василида еще с первого века нашей эры».





«АБРАКСАС - мистическое слово, неправильно считается египетским, происхождения скорее персидского и в таком случае заключает в себе все буквы, употребляемые в пельви для численного обозначения и в то же время самые первые буквы азбуки этого языка.

Введено в употребление гностиком Василидом, последователи которого придавали магическое значение камням, на которых было вырезано это слово и, кроме того, еще фигура с человеческим туловищем, человеческими руками, петушьей головой и змеями вместо ног; в правой руке ее плеть, в левой круг или венок с двойным крестом внутри.

Подобного рода камни найдены в Азии, Египте, частью в Испании, куда они вместе с Василидовым учением занесены присциллианами, а затем приняты были всеми магич. и алхимич. сектами и в Средние века получили широкое распространение в качестве амулетов.

Мистическая фигура видоизменялась самым разнообразным образом и заменялась различными изображениями, языческими и др., уже ничего общего с гностицизмом не имеющими. Ср. Bellermann "Ueber die Gemmen der Alte n mit dem Abraxasbilde" (3 вып. Берд. 1817?19"; Barzilai "Gli Adraxas" (Триест, 1873).

Энциклопедия Брокгауза и Ефрона. 2012

«АБРАКСАС или АБРАСАКС (Гност.) - Мистические слова, происхождение которых можно проследить вплоть до Василида, пифагорейца из Александрии, 90 г. н.э. Он употребляет Абраксас для обозначения Божества, наивысшего из Семи, имеющего 365 добродетелей. В греческих числах: а.1, b.2, r.100, a.1, x.60, a.1, s.200 = 365, дни года, солнечного года, цикл божественного действия. К.У. Кинг, автор книги "Гностики", считает, что это слово похоже на еврейское Шемхамфораш, священное слово, обобщенное имя Бога.

Гемма Абраксас обыкновенно изображает тело человека с головой петуха, в одной руке у него щит, в другой - плеть. (у.у.у.) Абраксас является двойником индусского Абхиманима в сочетании с Брамой. Именно эти сложные и мистические качества были причиной того, что Оливер, крупный авторитет масонов, связал слово Абраксас с именем Авраама.

Это было неоправдано; добродетели и атрибуты Абраксаса, которых всего 365, должны были подсказать ему, что это божество связано с Солнцем и солнечным делением года, более того, что Абраксас есть антитип, а Солнце – тип».
Источник: Блаватская Е.П. - Теософский словарь

«С именем Карабаса Барабаса тоже интересно.

По одной версии имя Карабас упоминается ещё у античных авторов как искаженное египетское «скарабей» — названия жука-навозника, бывшего еще и символом царской власти. Именно так — карабасами — в Древней Греции звали пришлых самозванцев, утверждавших, что они царского происхождения.

Кстати, именно царицей змей (о двенадцати головах, с гусиными лапками, живущая на острове Буяне) в нашей славянской мифологии была Скарапея (от того же слова «скарабей»).

Но мы ведь знаем еще одного Карабаса — маркиза Карабаса, хозяина Кота в сапогах.

Поскольку сын мельника ну никак не мог быть богатым дворянином, Кот на вопрос короля:

«А чьи это поля?» нагло отвечает: «Маркиза Карабаса», то есть «Маркиза Самозванца».

Еще по одной гипотезе, имя Карабас восходит к тюркскому «кара» — черная и «баш» — голова. И такое прозвище могли получить некоторые татары, перешедшие на царскую службу после присоединения Казани к Московскому княжеству в XV веке.

Как известно, Карабас Барабас был тоже черноголов и чернобород.

С именем Барабас — несколько проще. Это Барабба или, как мы говорим, Варавва, в истории — тот самый разбойник, которого отпустил по требованию толпы в Иерусалиме на пасху жестокий прокуратор Иудеи всадник Понтий Пилат, сообщая о приговоре Иисусу Христу. Так что в одном из вариантов имя Карабаса Барабаса можно, при желании, перевести как «самозванец и разбойник».

«Абраксас или Абрасакс (Ἀβράξας, чаще Ἀβρασάξ) — выражение из области гностической магии; этимология его не выяснена.

По Иринею (Adversus haereses, I, 24, 3—7), гностик Басилид (ум. около 130 г.) называл именем А. высшее существо, которое стоит во главе 364 царств духов (52 x 7 = 364), так как количественное значение букв этого имени равно 365 (а = 1, б = 2, р = 100, а = 1, икс = 60, а = 1, с = 200), т. е. 364 духов + само Верховное Существо.

В одном магическом папирусе прямо сказано, что А. равно 365, числу дней в году (Wessely, Neue Zauberpapyri, p. 56; Dieterich, Abraxas, p. 46).

Беллерман производит это имя из коптского языка, уверяя, что оно состоит из Abrak и Sax, что значит «святое слово», «благословенное имя» (Versuch über Gemmen mit Abraxasbild, Berlin, 1817—19; см., с другой стороны, Баудиссина, Studien zur semitischen Religionsgeschichte, I, 189, прим. 1).

Другие этимологии, а также общий свод всех исследований по этому вопросу даны Маттером в его Histoire critique du gnosticisme, 1828. Гюдеманн усматривает в A. некоторую связь с магическою формулою папирусов, «arba thiaoth» (что он сопоставляет с אותיות ארבע), четырехбуквенным именем Господа Бога (Pestschrift zum achtzigsten Geburtstage Moritz Steinschneider’s, p. 15).

Моисей Шваб полагает, что A. является эквивалентом ברא אב («Отец сотворил»; см. его «Vocabulaire de l’angélologie», p. 383).

Гейгер производит слово А. из еврейского ha-berakah («благословение»); это одобряет Кинг, Gnostics, p. 251, но совершенно основательно отвергается Крауссом в Pauly-Wissowa, Real-Encyklopädie, p. 7. Как видно из кн. Шмидта («Gnostische Schriften in koptischer Sprache», pp. 562 и сл.), A. не находился в органической связи с системою Басилида и его 365 миров соответствуют численному значению греческих букв данного слова.

Подобно «Барбело» и другим аналогичным названиям, упоминаемым Присциллианом, А. представлял Демиурга, божественную силу, которую некоторые еретические секты превознесли даже до степени Божества.

Из папирусов и магических гемм видно, что это слово находится в связи с Неизреченным Именем, в качестве того главного ключа, помощью которого все силы надземного и подземного миров могут быть раскрыты или замкнуты, связаны или разрешены у великого «Манды да-Хайэ» (Мудрости жизни — Бога).

Затем в мистических сочинениях встречается аналогичное имя «Раза Рабба» (великая тайна), а в Каббале — «Раза Разин» (тайна тайн).

Это приводит слово А. в этимологическую связь с «Аб Раза» («отцом тайны», что аналогично «главной тайне»). См. Брандт, Mandaeische Schriften, стр. 143 и сл. и его же Mandaeische Religion, стр. 213 и сл.).

Из приведенных примеров видно, что А. означало, вероятно, «священное имя», тем более, что оно часто связано с названиями Божества. Оно, по-видимому, происхождения не еврейского, так как невозможно установить точной его этимологии (этот факт сам по себе достаточно знаменателен ввиду сопровождающих А. имен Адонай, Цебаот, Элоэ и Иао), и не сохранилось также в еврейских повериях, но зато сохранилось в гностически-еврейской магии, главнейшими памятниками которой являются магические папирусы».

Текста много, понять сложно. Но одно сразу бросается в глаза. Это некий «демон», которого причисляют к божествам только те, кто является приверженцем гностицизма.

«Гностици́зм (от др.-греч. γνωστικός — «познающий») — общее условное название ряда многочисленных позднеантичных религиозных течений, использовавших мотивы из Ветхого Завета, восточной мифологии и ряда раннехристианских учений. Термин предложен Генри Мором в XVII веке.

Название «гностицизм» является производным от слова «гностики», последнее заимствовано у Епифания Кипрского, из его книги «Панарион». В Панарионе, гностики и борбориты — это одна из «80 ересей», описанных Епифанием. Мор ввел название «гностицизм» и распространил его на многие «ереси».

Как ни странно, но сами гностики причисляются церковью к еретикам. Наверное, не зря.
Стали мы выяснять, а как давно появилась в истории информация об этом «демоне». И тут полезло очень интересное для нас. И весьма конкретное.

«Введено в употребление гностиком Василидом, последователи которого придавали магическое значение камням, на которых было вырезано это слово и, кроме того, еще фигура с человеческим туловищем, человеческими руками, петушьей головой и змеями вместо ног; в правой руке ее плеть, в левой круг или венок с двойным крестом внутри».

«АБРАКСАС или АБРАСАКС (Гност.) - Мистические слова, происхождение которых можно проследить вплоть до Василида, пифагорейца из Александрии, 90 г. н.э. Он употребляет Абраксас для обозначения Божества, наивысшего из Семи, имеющего 365 добродетелей».

«В гностической традиции это имя космологического божества. История употребления прослеживается до Василида, гностика из Александрии (ок. 90 г. н. э.), у которого Абраксас становится центром всего учения».

Итак, похоже, что мы добрались до первоисточника. На горизонте появился некий «учитель», создавший какое-то свое «учение», в котором этот «демон» представляется в виде главного божества. Ни в каких других «учениях» о нем ничего не слышно. Теперь нужно было выяснить, а кто же это такой – дядька по имени ВАСИЛИД? И что за «учение» он придумал?

«Василид или в устаревшей передаче Базилид (греч. Βασιλείδης; лат. Basilides) — деятель раннего гностицизма, наставник из Александрии Египетской, учивший в 117—138 годах н. э. Его собственным учителем был Менандр Антиохийский или некий Главкиад, якобы ученик апостола Петра. По некоторым данным, кроме Александрии, Василид проповедовал у персов.

От сочинений Василида, как и от многих других гностиков, сохранились только цитаты в трудах его оппонентов, в основном апологетов христианства. Считается, что он был автором собственного Евангелия и «Экзегетики» — обширного комментария к нему из в 24 книг.

Ученики Василида основали особую школу гностицизма в Египте, существовавшую ещё в IV веке, о чём свидетельствует Епифаний Кипрский. Одним из последователей Василида был его сын Исидор.

Учение.

Реконструкция его учения затрудняется противоречивостью источников; однако Ириней Лионский утверждает, что высший, нерождённый Бог-Отец породил серию божественных сущностей, эманаций, в нисходящем порядке величия — Ум (Нус; собственно Христа, снизошедшего на человека Иисуса в момент крещения), Логос, Мысль, София, Сила и 365 ангелов, сотворивших материальный мир.

Ипполит Римский, судя по всему, излагающий более позднюю редакцию учения Василида, излагает более сложное и оригинальное учение, в котором отсутствует представление об эманации, а в основе всего сущего провозглашается Ничто, Несущее (не-сущий Бог), содержащее в себе «панспермию» — все формы бытия, — и порождающее единосущное себе трёхчастное сыновство и ряд архонтов. Поскольку избранные уже спасены, нет надобности идти на конфронтацию с язычниками и на мученичество.

Василид даже утверждал, что Иисус не страдал и не был распят, но обманул иудеев, позволив, чтобы за него приняли Симона Киренейского, распятого в его образе, в то время, как сам посмеивался над палачами.

Арчибальд Робертсон видел в этом «совет избранным спасать свою шкуру и предоставить дураков их судьбе», свидетельствовавший об аморализации богатых александрийских христиан в правление просвещённого Адриана.

Согласно Иринею, последователи Василида занимались магией и вели распущенный образ жизни. Климент Александрийский, впрочем, говорит, что это последователи испортили учение самого основателя школы».

Согласитесь, это очень странная история о возникновении и существовании учения, которое напрочь отвергает христианские основы. И возникает это учение в самом начале христианской веры. И создает его некий дядька по имени Василид, «наставник из Александрии Египетской».

Фактически создателем учения о «демоне» Абракасе был некий большой правитель. Он правил там же, где первым папой был апостол – Предатель Петр. Он же – иудейский первосвященник Каифа, он же Симон Волхв. Кто создал христианскую церковь? Предатель Петр и далее по списку его имена. Но мы копнули чуть глубже. Этот правитель не был автором этого учения. Он просто возглавил его в определенный момент. Взял, так сказать, под свое крыло.


https://youtu.be/PZ4PqNx2xJo
Tags: Буратино, Симонетта, мифы, музыка, петух, символы
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 17 comments