Я бросила просьбу в инфополе, чтобы Боттичелли рассказал мне о себе. Продолжение:
"Некогда я уже поднимал тему о Ботичелли, указав, что, скорее всего, он отразился в фантомной античности под именем Апеллеса: - Боттичелли на синусоиде Жабинского.
Неизвестно ни одной дошедшей до наших дней работы Апеллеса, но существует реальная вероятность найти гробницу Александра Великого в Александрии, которую — подобно изученным в 20 веке гробницам царей в Македонии — должен был расписывать Апеллес как ведущий художник при дворе Александра, а затем — при дворе Птолемея, осуществившего захоронение тела Александра в Египте.
До сих пор не могу понять, почему он стал именно Апеллесом (была у меня гипотеза, что он на самом деле апулиец, а не тосканец). Напомню, что Ботичелли и не Ботичелли вовсе - это имя, будто бы принадлежит какому-то ювелиру, которому отрока Сандро отдали на воспитание. Но есть и иные версии:
"До сих пор вызывает сомнение происхождение прозвища Сандро - "Боттичелли": возможно, оно образовано от клички старшего брата, который, желая помочь стареющему отцу, судя по всему, много занимался воспитанием младшего ребенка; а может быть, прозвище возникло по созвучию с ремеслом второго брата, Антонио.
Впрочем, как бы мы ни толковали приведенный документ, ювелирное искусство сыграло немаловажную роль в становлении молодого Боттичелли, ибо именно в это русло направлял его все тот же брат Антонио.
К ювелиру ("некоему Боттичелло", как пишет Вазари, человеку, личность которого по сей день не установлена), отправил Алессандро отец, устав от его "экстравагантного ума", одаренного и способного к учению, но беспокойного и до сих пор не нашедшего истинного призвания; возможно, Мариано хотел, чтобы младший сын пошел по стопам Антонио, работавшего ювелиром по меньшей мере с 1457 года, что положило бы начало не большому, но надежному семейному предприятию."
"Родился во Флоренции в 1444 в семье дубильщика кожи Мариано ди Ванни Филипепи (прозвище Боттичелли, означающее «бочоночек», на самом деле принадлежало его старшему брату)."
"Боттичелли или Ботичелли (Sandro Botticelli), собственно Алессандро Филипепи, живописец Тосканской школы, род. в 1447, умер 17 мая 1515.
Сначала его отдали в ученье к некоему Боттичелли, отличному золотых дел мастеру; от него он и получил свою фамилию. Но скоро обнаружилось в нем неодолимое влечение к живописи, и он стал учиться ей у монаха Филиппо Липпи." (Брокгауз и Ефрон)
Обратите внимание, что загадки есть даже со временем смерти художника (со временем рождения мы традикам так и быть, - простим, кто упомнит своё или какого-то хилого мальчонки рождение? Но смерть известного художника должна бы оставить след в документах? Ан нет - одни гипотезы): Брокгауз уверенно указывает 17 мая 1515 года, а в иных местах пишут 1510 год:
"1510. Умер 17 мая и похоронен на кладбище церкви Оньисанти."
'Клевета Апеллесу' (ок. 1494-1495)", несохранившаяся картина, которую попытался восстановить Боттичелли.
"На фоне почти невыносимого художественного совершенства особенно трагично воспринимаются отношения Ботичелли и Савонаролы.
Доминиканский проповедник долго и настойчиво терзал душу талантливого Сандро, обвиняя его в занятиях греховным искусством и осуждая изображение телесной человеческой красоты. Стараясь преодолеть плотскость изображения, Ботичелли дошел до такой высоты метафоричности и многозначности, которая поражает зрителей по сей день. Постепенно укоры Савонаролы разрушили психику великого мастера, силясь изобразить Божественное Совершенство он сошел с ума, и покончил жизнь самоубийством. ..."
Цитирую по Брокгаузу и Ефрону (карманному):
"Апеллес - один из славнейших живописцев древности, сын Пифия; род, в Колофоне; жил в Эфесе, но где умер, в этом ли городе или же на острове Косе, достоверно определить нельзя. ... впоследствии он отправился в Сикион, где поступил в школу Памфила, и вполне усвоил себе особенности, сикионской живописи, стремившейся к законченности и точности рисунка. ..."
Наверное,- нет нужды напоминать, что никаких остатков "сикионской живописи" не сохранилось (хотя традискусствоведы попортили немало бумаги на её описание, - см. ниже), да и не могло - поскольку это лишь плод литературного искажения такого оригинала:
"Лучшим творением Боттичелли считают начатую им в 1474 г. стенную живопись в Сикстинской капелле Ватикана."
А сам город "Сикион" участвует в легендах такого рода:
"Антиопа — 1) дочь Никтея, брата фиванского царя Лика. По другим мифам, дочь речного бога Асопа. Убежала из дома во время дионисийских торжеств и встретилась с Зевсом, который, превратившись в сатира, стал отцом ее будующего ребенка. Боясь, что ее тайна откроется и Никтей накажет её, Антиопа бежала в соседний город Сикион, где вышла замуж за царя Эпопея. ..."
"Арейон — божественный говорящий конь, сын Посейдона и Деметры. Деметра отправилась искать свою дочь Персефону, которую похитил Аид. Посейдон увидел Деметру и начал преследовать. Деметра решила спрятаться от него и, превратившись в кобылицу, укрылась в табуне лошадей. Но Посейдон, обратившись в жеребца, нашел ее там и соединился с ней. В назначенное время родился Арейон. Посейдон подарил этого прекрасного коня Гераклу. Позже его хозяином стал царь Аргоса и Сикиона Адраст. ..."
Действительно - эпопея!...
Но это ещё не всё.
"Но и в изображениях героев А. достиг такого же совершенства. Особенно часто изображал он Александра Великого и его славных полководцев. Знаменитейшая из картин этого рода хранилась в храме Дианы в Эфесе и изображала Александра В. с молнией в руках.
К этой именно картине относятся слова Александра, сказавшего, что существуют только два Александра: один - сын Филиппа, другой - Апеллес; первый непобедим, второй неподражаем."
Тут прямым текстом Брокгауз сообщает, что Апеллес носил имя "Александр", Сандро.
А вот и фрагмент традисторических вымыслов об "сикионской живописи" и Апеллесе:
"ЖИВОПИСЬ
Новыми путями пошло в позднеклассическую эпоху и искусство живописи. Судить о нем мы можем по высказываниям древних авторов, видевших, скажем, в творениях художника Аристида из Фив ту же патетику, тот же динамизм, что мы отмечаем в скульптуре Скопаса.
Если довериться свидетельствам современников, считавших патетическими уже произведения Паррасия Эфесского, работавшего в годы Пелопоннесской войны, мы должны будем признать, что в живописи новые тенденции проявились раньше, чем в скульптуре.
Новую перспективу указала изобразительному искусству так называемая сикионская школа во главе с Павсием - С его именем связано использование впервые техники энкаустики, основанной на приготовлении красок при помощи воска и нанесении затем разогретых красок на полотно. Создаваемый таким образом блеск позволял добиваться новых художественных эффектов.
Наряду с сикионской школой живописи действовала и школа аттическая. Ее виднейшими представителями были Никий, создавший портрет Александра Македонского, и его младший товарищ Афинион из Маронеи.
В соответствии с общей тенденцией искусства этого времени художники предпочитали темы патетические, темы неистовых страстей. Они охотно изображали впавшего в исступление Ореста, обезумевшего Геракла, самоубийство Аякса, насилие, учиненное над Кассандрой Троянской, или спасение Андромеды Персеем.
Кроме живописи на мифологические сюжеты встречалась живопись портретная и историческая. Достаточно упомянуть росписи портика Зевса Элевтерия на афинской агоре, выполненные Эвфранором и представляющие битву афинской и беотийской конницы в 362 г. до н. э. Вспомним также деятельность крупнейшего художника той поры, придворного портретиста Александра Македонского Апеллеса, изобразившего, в частности, свадьбу Александра со знатной девушкой из Согдианы Роксаной.
В целом и в живописи, как и в скульптуре и в архитектуре, IV век до н. э. отмечен зарождением многих тенденций, которые получат полное выражение в новую, эллинистическую эпоху." (К. Куманецкий "История культуры Древней Греции и Рима")
Чтобы не перепутали сделана подпись "Александр Филиппович",
приписывается Лисиппу (4 в. до н.э.), "сикионцу".
"Создал также много портретов, в первую очередь Александра Македонского, который, по преданию, никому, кроме Лисиппа, не дозволял себя изображать ..."
Из этого можно сделать вывод, что в скульпторской ипостаси Ботичелли стал Лисиппом, а в Живописной - Апеллесом.
Лисипп. Голова Александра Македонского
Автор неизвестен. 4 в. до н.э.
* * *
"Просто удивительно, как портреты Ботичелли похожи на "общий образ" Александра Македонского в нашем нынешнем (по крайней мере в моем) представлении.
На приведенных Вами картинках со скульптурами (как говаривал один коммуняка-лектор- "бюст его головы") мы видим (ладно, пусть я вижу) явную схожесть с портретами, приведенными в предыдущем постинге.
А когда понимаешь, что они оба Александры Филлиповичи, то становиться даже жутковато.
Да, с Александрами Филипповичами все интересней получается. Пожалуй, даже интересней, чем с Аристотелями.
Здесь нет никакой иронии.
В принципе совпадения и не такие бывают, но все же занимательно, однако... ( o "Боттичелли")
* * *
https://youtu.be/yER0CSPcnRw
Боттичелли! Расскажи мне о себе!
Боттичелли! Расскажи мне о себе - 2