
.
И в авангарде латинского миссионерства в 10ом веке шёл еп. Адальберт, который вместе с католической верой нёс народам Восточной Европы все эти последствия.
.
В связи с упоминанием этого популярного на Западе епископа в заключение статьи хотелось бы провести ещё одну историческую параллель - между полабскими славянами и прусскими племенами, чьим апостолом любят называть Адальберта латинские агиографы.
.
Судьба пруссов повторила судьбу заэльбских славян. Они тоже были язычники, и тоже жили по своим законам, не подчиняясь ни германскому императору, ни римскому папе.
.
Они тоже постоянно воевали с соседями-латинянами - с Польшей (ставшей католической в конце 10го века), а если быть более точными - с сопредельным Мазурским воеводством.
.
Как и полабы, пруссы оставались глухи к латинской проповеди, отдельные попытки которой предпринимались от Адальберта (997) до немецкого вторжения в 13ом в. отдельными группами миссионеров.
.
Поляки ничего не могли поделать со строптивыми и воинственными соседями, и Мазурский князь решил пригласить для военного решения этой проблемы Тевтонский орден, выделив ему для этих целей небольшую часть своих земель, пограничных с Пруссией.
Поскольку пруссы отказались войти в сферу влияния римского первосвященника под воздействием мирной проповеди миссионеров, то Рим поддержал эту идею Мазурского князя и объявил крестовый поход на пруссов.
На призыв папы откликнулись многие рыцари Европы. В частности, чешский король Пшемысл II Оттокар со своим войском участвовал в одном из больших походов 1254-55 гг. Позднее в 1267 г. он также принял участие в военной кампании против ещё не латинизированных литовцев. По окончании этих балтийских войн чешский король любил похваляться, что он «крестил целый народ», показывая этими словами, что он своим мечом верой и правдой служил Риму.
После завоевания Пруссии её новые хозяева - «монахи-рыцари» - прочно сели в каменных городах-крепостях, отведя пруссам роль тяглового скота.
Восстания пруссов, продолжавшиеся весь 13ый век, уже ничего не могли изменить. Дело завершила немецкая колонизация. Так, утратив в 13ом веке свою государственность, пруссы постепенно исчезли как народ, повторив участь полабских славян. Итак, «крещение» пруссов Римом привело к их исчезновению. Таковы плоды латинской миссии.
Это произошло спустя несколько веков после неудачной миссии Адальберта в Самбии в 997 г. (область Пруссии, где высадился Адальберт).
Мог ли предвидеть такое развитие событий «апостол пруссов»? Вполне.
Во-первых, он прибыл в Пруссию из Польши и знал, что та находится в состоянии войны с пруссами. Знал он, что поляки надеялись на помощь своих католических союзников для покорения пруссов (как и сами поляки помогали германцам в войне против полабских славян).
Во-вторых, Войтех-Адальберт много лет обучался «миссионерскому делу» в Магдебурге - латинской архиепископии Славянской марки. Поэтому он воочию узрел, как происходит «обращение в истинную веру» полабов, видел, что главным средством «крещения» является немецкий меч.
Возможно, еп. Адальберт ожидал, что ему удастся мирными средствами, силой своего слова обратить пруссов в латинство. Но это было бы с его стороны весьма наивно:
во-первых, он не мог договориться даже со своей единоверной и единокровной пражской паствой, был вынужден оставить свой родной город,
во-вторых, он видел, как «охотно» принимают его веру соседи пруссов по Балтике - полабы. А он прибыл к пруссам из воюющей с ними Польши - на что он мог надеяться?
Так что весь его личный опыт должен был подсказать ему утопичность его надежд на удачу своей миссии. Да и вся история Европы не знает прецедента, когда бы латинскую веру добровольно принимал тот или иной славянский народ, а не под воздействием силы.
Если же это вдруг произошло бы, и пруссы приняли бы католичество добровольно - то, став католическим народом¸ они уже в 11ом веке стали бы плацдармом для дальнейшего распространения латинства на Восток.
Пруссия перестала бы являться замком, закрывающим проникновение католичества к литовским и латышским племенам, в земли, где было сильно культурное и религиозное влияние соседних русских княжеств. Но этого не случилось, и Пруссия ещё два с половиной века прикрывала собой близкие ей балтские племена от латинской экспансии.
Источник
.
Это дает объяснение, почему "мои" предки Гогенлоэ не передавaли свое командорство по родственной линии дальше. Как я и предполагала, первое крушение Тевтонский Орден получил еще в середине-конце 12-го века.
Имя присвоили себе другие лица, чтобы переписать на себя имущество Ордена.
.
А про проторенным путям пошли разворовывать иезуиты.