Возведение замка ( lady-dalet: на руинах "звездной крепости) Крыжтопор началось в 1620-х годах, когда небольшая деревенька Уязд вместе с другими владениями досталась в наследство Кшиштофу Оссолинскому.
Этот политик и военный деятель, получивший блестящее образование в Италии и Баварии, с молодости занимал видные посты при дворе короля Речи Посполитой.
Кшиштоф Оссолинский (28 апреля 1587, Буковско — 24 февраля 1645, Краков) — государственный и военный деятель Речи Посполитой, польский писатель и переводчик.
Представитель польского магнатского рода Оссолинских герба «Топор». Старший сын старосты саноцкого Яна Збигнева Оссолинского (1555—1623) от первого брака с Ядвигой Сененской.
Получил образование в иезуитском коллегиуме в Люблине, был избран депутатом по ревизии казны и работал над реформированием парламента и системой обороны государства, предок которого служил в Италии в армии Медичи.
Во время польско-шведской войны Оссолинский существенно преумножил свое состояние, обогатившись на должности военного интенданта, после чего он задумал выстроить для себя резиденцию, равной которой не нашлось бы среди магнатских замков той эпохи.
Строительство замка в популярном тогда стиле «palazzo in fortezza» (дворец в крепости) было поручено архитектору Лоренцо Сенеса, который создал проект грандиозного замка, превосходивший по масштабу и богатству замок в Оссолине, принадлежавший сводному брату Кшиштофа, коронному канцлеру Ежи Оссолинскому.
Строительство замка продолжалось около 20 лет и обошлось Кшиштофу Оссолинскому, получившему к тому времени должность сандомирского воеводы, в огромную сумму – 30 млн. злотых. Помимо архитектора Сенесы в возведении замка принимали участие итальянские архитекторы Маттео Кастелло и Августин Лоччи-старший.
Роскошный замок имел два внутренних двора, которые занимали территорию около 70 тысяч кв. метров, и был защищен бастионами в форме пятиконечной звезды.
Основные работы в замке были завершены в 1644 году, но отделка помещений, украшение фасадов и создание замкового сада продолжались еще несколько лет. К сожалению, насладиться полным великолепием замка Кшиштофу Оссолинскому так и не удалось, в 1645 году он скоропостижно скончался, успев незадолго до смерти завещать замок своему сыну в качестве свадебного подарка.
Молодой Кшиштоф Болдуин, впрочем, также недолго был счастлив в своем имении, поскольку уже в 1649 году он погиб в битве с татарами под Зборовом. Безутешная вдова Тереза отказалась признать в изрубленном теле собственного мужа и продолжала ждать его возвращения, но родственники по линии Оссолинских очень быстро прибрали роскошный замок к своим рукам.
.
Новым владельцем замка стал зять Ежи Оссолинского, Самуэль Ежи Калиновский, потомки которого владели замком после его смерти в 1652 году. Во время шведского вторжения на земли Речи Посполитой в 1655 году Калиновские (герб справа), как и большинство дворян Сандомирского воеводства, были вынуждены признать протекторат шведского короля Карла X Густава.
.
Осенью 1655 года генерал Роберт Дуглас со своим войском без единого выстрела вошел в замок Крыжтопор, в котором впоследствии с комфортом разместился шведский наместник Джон фон Эссен и гарнизон из 400 кавалеристов.
В 1657 году в замке останавливался шведский король, ожидая встречи с трансильванским князем Дьордем II Ракоци. Осенью 1657 года шведы покинули замок Крыжтопор, увозя с собой украшения фасада, богатую библиотеку, мебель и декор. Некоторые сооружения замкового ансамбля были разрушены, но замок еще оставался жилым.
.
После Калиновских Крыжтопор перешел во владение рода Вишневецких, а затем к роду Морштын, но ни один из владельцев замка так и не рискнул затеять масштабную реконструкцию этого грандиозного строения. В 1760 году небольшой ремонт в замке был сделан по велению генерала литовских войск Яна Михаила Паца, тогдашнего владельца Уязда. В восстановленном южном крыле он благополучно прожил несколько лет, пока не грянула Барская конфедерация – польское восстание против Российской империи. Примкнувший к партии конфедератов Ян Михаил после подавления восстания был вынужден бежать во Францию, оставив полуразрушенный замок на произвол судьбы.
С 1770 года замок Крыжтопор почти целый век оставался нежилым и очень быстро без надлежащего ухода превращался в живописные руины, вдохновляющие поэтов и художников. Даже когда замок принадлежал богатому семейству посла Людвига Лемпицкого восстанавливать руины не стали, поскольку считалось, что такое состояние наполняет замок романтическим очарованием.
В 1858 году замок Крыжтопор приобрела семья Орсетти, которая владела им и призамковой территорией вплоть до 1944 года. После Второй мировой войны национализированный замок несколько раз пытались восстанавливать в 1950-х и 1970-х годах, но работы прекращались из-за нехватки средств. Новый этап в существовании замка наступил в 2005 году, когда была создана Ассоциация, содействующая восстановлению и уходу за старинным замком. При финансовой помощи Института Собеских началась реконструкция Крыжтопора, который спустя некоторое время открылся для туристов.
"Возведенная строителями Изиды пятиугольная резиденция типа palazzo in fortezza занимала тринадцать тысяч квадратных метров и, пока не появился Версаль, была крупнейшим дворцовым комплексом во всей Европе.
Воздвигнутый на скалистой вершине и окруженный толстыми стенами замок подавлял своим величием и роскошью; даже лошади там смотрелись в зеркала и ели из мраморных яслей. Этажи были десятиметровой высоты, окна – семиметровой.
Но более всего поражало календарное устройство замка: четыре башни означали времена года, двенадцать залов – месяцы, пятьдесят две комнаты – недели, а окон было столько, сколько дней в году. Фасад украшали знаки зодиака, а по обе стороны ворот находились огромные барельефы креста и топора, образовывавшие своеобразный мраморный ребус, в котором кощунственно уравнивались символы Иисуса и богини.
Той же богине – в ее воплощении в виде Венеры – посвящен был великолепный зал, потолок которого представлял собой дно огромного аквариума с рыбами. Посреди него стояла необычайной красоты статуя Мадонны, но лишь посвященные знали, что статуя эта относится к типу vierge ouvrante, а стало быть, устроена, как матрешка.
Во время своих отвратительных мистерий поклонники Изиды открывали ее, и тогда изпод одеяния Мадонны показывалось смуглое обнаженное женское тело с большой грудью и тщательно вырезанными срамными частями, в которых белели два ряда мелких острых зубов. Возможно ли представить себе большее кощунство?!
Но изображения и статуи Мадонны были не единственными христианскими образами, которые присвоили себе кощунники. Своим главным символом они сделали глаз в равностороннем треугольнике, испускающем лучи. По единственно истинной вере, этот рисунок означает Божественное провидение.
Согласно же тем, кто исповедовал тайный культ, в нем выступал уджат, левый глаз Гора, сына Изиды, отождествлявшийся с Луной, которая служила одним из ее символов как Великой Богини, а равносторонний треугольник схематически изображал их величайшую святыню, пирамиду ИзидыРодопис.
В свою очередь, удлиненные яйцевидные очертания глаза напоминали о Великом Яйце, из которого все взяло свое начало и которое снес Геб, отец Изиды, Осириса, Нефтиды и Сета. Этот-то знак и был изображен на циферблате огромных часов, помешенных над въездными воротами замка Оссолинского." (Паломничество в Святую Землю Египетскую)