Пробуждение богов (lady_dalet) wrote,
Пробуждение богов
lady_dalet

Category:

ПОЛЬСКОЕ МАСОНСТВО


Первые масонские союзы возникли в Польше в начале царствования Августа III (1735 - 6Згг.), проникнув сюда непосредственно из Саксонии, и представляли первоначально лишь отделения дрезденской ложи "Трех белых орлов", основанной около 1738 года побочным братом короля гр. Рутовским.

Сначала союзы эти развивались очень слабо. С одной стороны, они подвергались преследованию духовенства, главным образом, иезуитов, добившихся уже в 1738 году временного закрытия всех масонских лож в силу буллы папы Климента XII "In eminenti", с другой - сами они обнаруживали малую жизнеспособность, став аристократической забавой и средством к удовлетворению личного честолюбия.

Их распространителями были преимущественно пребывавшие в Польше иностранцы и магнатская польская молодежь, Мнишки, Потоцкие, Огинские, Виельгорские, основавшие несколько лож в Вишневце на Волыни, в Дукле и др.местностях.

Гораздо большее значение приобретает польское масонство при Станиславе-Августе Понятовском. Человек просвещенный и высокообразованный, Понятовский не только оказывал покровительство масонам, но и сам записался в 1777 году в варшавскую и немецкую ложи "Под тремя шлемами" и, произведенный в кавалеры немецкой ложи Rose-Croix, принял в строжайшей тайне под имененм Eques Salsinatus, как F(rater) R (oseae) - A (ureae) С (rucis), установленную присягу, оговорив свои "гражданские и королевские обязанности".

Членами масонских лож состоят при Станиславе-Августе почти все придворные сановники и виднейшие государственные деятели. В эпоху великого или четырехлетнего сейма (1788 - 92гг.) масоны насчитывают в своей среде и многих сеймовых послов:

Матушевича, Немцевича, Солтыка, Линовского, кн. Казимира Сапегу, кн. Адама Чарторыйско-го и др., причем секретарь сейма Ян
Лущевский исполняет одновременно обязанности секретаря великого польского востока, и самих творцов конституции 3 мая 1791 года, Игнагая Потоцкого,

Станислава Малаховского, ксендза Пиа-толи, и многих польских послов при иностранных дворах, Щснсного, Потоцкого, Войну, Букату, Морского и др. Большинство этих лиц, находясь у кормила правления, "делая историю", проводит общественные и политические реформы, несет идеи возрождения Польши, идеи эти идут таким образом не снизу, а сверху, не от молодых, а от старших, в этом смысле масонство становится при Станиславе-Августе весьма важным политическим фактором и несомненно оказывает большое влияние на мирный исход того государственного переворота, который привел к конституции 3 мая.

Борьба света с тьмой, с предрассудками и с религиозной нетерпимостью является главной заданий масонов в эпоху Станислава-Августа, об этом свидетельствуют самые названия тогдашних лож: "Побежденная тьма", "Побежденный предрассудок", и т.п. Рядом с этим масоны преследуют общие гуманитарные цели, открывают целую сеть благотворительных учреждений, приюты
для старцев и нищих, занимаются раздачей румфордского супа, вводят бесплатное оспопрививание.

В члены некоторых масонских лож принимались иногда и женщины. Такие ложи назывались "адопцийными". В адопцийной ложе "Благотворительность" встречаются среди членов фамилии кн. Чарторыйской, Радзивилл, гр. Потоцкой и др.
.
Особый характер носят смешанные ложи "мопсов и мопсих", возникшие в Австрии в 1738 году и распространившиеся затем во Франции при Людовике XV в эпоху господствовавшей при этом короле распущенности нравов. Они перешли в конце XVIII века в Польшу в виде "amusements mysterieux" и усвоили в себе обряды, не вполне поддающиеся изложению в печати. Такова была, например, виленская ложа "Совершенная верность" с великой мастершей барон. Ферзен, великой надзирательницей гр. Пржездецкой и гр. Солтан.
.
В царствование Станислава-Августа польское масонство постепенно осовобождается от иностранных влияний. В 1767 году возникает первая польская великая ложа при непосредственном участии известного масона Жана-Луки де Ту де Сальверт, военного инженера в Берне, вынужденного искать убежища в Варшаве и основавшего здесь ложу "Доброго пастыря", которую он назвал grande souveraine loge, a себя великим ее мастером от английской ложи в Париже.
.
Польское масонство состояло из семи степеней. Братья трех первых степеней, т.е. ученики, товарищи и мастера, составляли "ложи св. Иоанна" или "символические", братья четвертой степени - "избранные рыцари" и пятой - "шотландские кавалеры" - ложу "капитул шотландский", наконец, братья шестой степени - "рыцари востока" и седьмой - злато-розового креста - составляли
"капитулярную высшую шотландскую ложу".

Основанной Мошинским Великой Польской Ложе уже в 1770 году было подчинено семь других лож. На ее оживленную деятельность вскоре обратила внимание императрица Екатерина II, и русское посольство в Варшаве стало принимать меры к обеспечению за собой руководства польским масонством. В 1779 году сын нознаньского воеводы гр. Ян Понинский, представив подложный диплом старошляхетской директории в Страсбурге, якобы уполномочивавшей его к учреждению новых и реформированию старых лож, основал в Варшаве шотландскую ложу "Екатерины под Северной звездой", названную так из раболепства к "просвещенной государыне-покровительнице свободного каменщичества в своем государстве".
.
Избранный первым великим мастером объединенных лож Короны и Литвы, Потоцкий произвел окончательную реорганизацию польского масонства, после чего состоялось официальное открытие польского великого востока ( март 1784 год). В состав его входило 13 объединенных лож, а именно 4 под варшавским востоком : "Екатерины под Северной звездой", "Святыни Изиды", "Северного щита" и "Богини Элевзис", 4 под виленским востоком.- "Совершенного соединения", "Ревностного литвина", "Доброго пастыря", "Храма мудрости", 3 под познаньским востоком: "Увенчано-го постоянства", "Орла белого", "Школы мудрости", 1 под дубенским востоком - "Совершенной тайны", и 1 под гродненским востоком - "Счастливого освобождения".
.
После Игнация Потоцкого обязанности великого мастера исполнял в течение короткого времени генерал Андрей Мок-роновский, затем с 1785 года, Щенсный Потоцкий, отказавшийся от своего молотка в январе 1789 года ввиду предстоящего разрыва Польши с Россией. На его место был избран "доблестный патриот" Казимир-Нестор Сапега, сеймовый маршалок и генерал от артиллерии.
.
Охватившее всю Польшу антирусское движение коснулось и масонских лож, в том же 1789 году по случаю королевских именин ложа-матерь "Екатерины под Северной звездой" была переименована в ложу "Станислава-Августа под Северной
звездой".

.
В польских областях, перешедших к Австрии и России, всякие масонские организации были запрещены, в Австрии с 1795 года, в России с 1797 года. И только в областях, доставшихся Пруссии, масонские ложи продолжали развиваться, но не польские, а немецкие, подчиненные трем независимым великим берлинским ложам, а именно: Grosse Langes-Loge, ложе "Королевский
Йорк приязни", "Трех глобусов".

Так продолжалось до 1807 года, когда из завоеванных у Пруссии польских областей Наполеон образовал новое польское государство, прозванное Великим Герцогством Варшавским. В этом маленьком государстве, призванном к жизни великим Наполеоном и полагавшем в нем все свои надежды на лучшее будущее, возродилось и польское масонство на новых, соответствовавших изменившемуся политическому положению началах, оно стало теперь следовать преимущественно
.
французским образцам и вступило в тесную связь с французским великим востоком. Уже в 1807 году возникает французская ложа "Соединенных братьев поляков и французов" на востоке Варшавы в зависимости от парижского великого востока, окружая особу Наполеона почти религиозным культом, простиравшимся до установления орденской ленты пепельного цвета в воспоминание "цвета верхнего платья, в котором впервые вступил на польскую землю в 1806 году великий Наполеон, освободитель польского народа".
"Соединенные братья" вдохновлялись надеждой на более или менее близкое объединение Наполеоном всей поделенной Польши и укреплялись, вероятно, в этой надежде постепенным ростом польских масонских организаций, возрождением старых польских лож - "Святыни Изиды", 1809 г., "Богини Элевзис", "Северного щита" - в Варшаве, "Побежденного предрассудка" - в Кракове и переходом прусских лож в зависимость от Парижа.
.
Политические события 1812 - 13 годов вновь вызывают перерыв в деятельности масонов, но, несмотря на официальное постановление великого польского востока от 30 января 1813 года о закрытии масонских лож, некоторые из них и сам великий капитул продолжают тайно свои работы в течение всего 1813 года. Благотворительные масонские общества в Варшаве, Вильне, Кракове и других городах, управляемые избранными из среды местных лож комиссиями, оказывают деятельную помощь находящимся в госпиталях больным, военнопленным и семействам погибших в боях.
.
В новый фазис жизни вступает польское масонство в 1815 году, после присоединения, согласно постановлению венского конгресса, значительной части варшавского герцогства к российской империи. Польские масоны, назвавшие, как уже сказано, в конце XVIII века в честь русской "великодушной монархини" одну их своих лож ложей "Екатерины под
Северной звездой", затем окружившие ореолом Наполеона, "ниспосланного для освобождения польского народа", теперь, после его падения, обратили свои взгляды к восходящей звезде русского императора, который оказывал знаки
внимания Костюш-ке, дружил с Адамом Чарторыйским
и не пожелал при въезде в Краков принять ключи от президента города, называя себя "не победителем, а другом поляков".

Начинается новая полоса веры в нового "воскресителя" Польши, императора Александра.

Александр I благосклонно принимал выражения патриотических чувств. Двоякой целью руководствовался он в данном случае: созидательной и охранительной. "С одной стороны он хотел использовать польское масонство для проведения своего проекта касательно слияния Литвы с Польшей и, насаждая масонские ложи одновременно в Царстве Польском и Литве, влиять при их
посредстве на общественное мнение, подготовить путем восстания прежней польско-литовской унии унию политическую".
.
Исполнителем этих предначертаний Александра I был генерал Александр Рожнецкий, избранный в 1816 году заместителем великого мастера польского Великого Востока.
.
Любопытную страницу в истории виленских лож занимает принадлежавший члену ложи "Усердный Литвин", профессору виленского университета, доктору философии и медицины, Якову Шимкевичу, проект реформы масонства, сводившийся, главным образом, к исключению всяких тайн из обрядов и деятельности масонских лож. 16 марта 1818 года, на заседании своей ложи,
Шимкевич высказал мнение, что для непосредственных целей, преследуемых масонами, для просвещения и благотворитель-ности, какие бы то ни было тайны излишни, что они "являются притворством, очень дорого обходятся и способствуют дурной славе, тогда как орден может существовать и без них".
.
Объединив вокруг себя 17 сторонников реформы, преимущественно профессоров виленского университета, Шимкевич образовал франк-масонское реформированное товарищество под названием: ложа "Усердный Литвин" на востоке Вильна.
.
Характерная черта национального масонства, основанного в 1819 году майором IV линейного полка армии Царства Польского Валерианой Лукасинским, состояла в ограничении идеи человеческого братства, составляющего конечную цель обыкновенного масонства. Национальное масонство Лукасинского объединяло в духе мира и братства не весь род человеческий, но одних только поляков, допускало на первых порах только польское национальное братство.
.
Первоначально целью масонского строительства была, согласно учению Лукасинского, одна только Польша, реставрация польского государства в самых широких границах. И лишь после освобождения родины польские национальные масоны предполагали расширить круг своей деятельности на все славянство, а затем на все человечество.

Масонские обряды символизировали одно только отечество, границами ложи была "великая горная цепь, два моря и две реки", т.е. границы прежней Польши, "товарищи" собирались у "алтаря отечества, поврежденного сверху, но стоящего на прочном фундаменте", т.е. в Польше, урезанной на венском конгрессе, "поврежденной" сравнительно с исторической, неподсленной Польшей, но неизменно прочной в своем основании. Они присягали возвратить алтарю его прежний блеск, т.е. бороться за возрождение родины.
.
Символика Польши найдена была и в старой масонской легенде о Гираме или Адонираме, главном строителе Соломонова храма, трижды раненном тремя товарищами-предателями и завещавшем своим детям дело мести и восстановления из развалин храма. .
.
Идея восстановления Соломонова храма, т.е. нравственного исправления рода человеческого, применена была Лукасинским к Польше, нуждавшейся, как и все человечество, в восстановлении и возрождении. Смерть праведного и невинного Гирама изображала, согласно толкованию Лукасинского, политическую смерть Польши, раздел ее между соседями: трое убийц
аллегорически выражали три державы, участвовавшие в разделах, обязанность детей Гирама бороться с врагами до тех пор, пока не будет восстановлен Соломонов храм, напоминала национальным масонам об их обязанностях бороться с врагами своей родины до полного восстановления последней. Наконец, чудесное воскресение Гирама являлось символом воскресения "невинно убиенной" Польши.
.
Национальное масонство просуществовало недолго. Уже в 1820 году, вследствие проникновения в некоторые ложи крайних течений и преследования масонов русским правительством, Лукасинский объявил национально-масонские ложи закрытыми. Вслед затем был нанесен окончательный удар и великому польскому востоку.
.
В ноябре 1822 года был издан указ о закрытии всех тайных обществ в Царстве Польском, как могущих "возбудить подозрение даже тогда, если бы они собирались и в самых лучших намерениях". В Царстве Польском масонские архивы, декорации и знаки были
конфискованы. В Литве не ограничились конфискацией. Вилепский генерал-губернатор Римский-Корсаков распорядился "истребить" масонское имущество так, "чтобы и памяти о нем не осталось". Во исполнение этого
приказа 25 апреля 1823 года были сожжены в Вильне в присутствии полиции подсвечники, звезды, мертвые головы и другие ритуальные предметы и  декорации.http://bibliotekar.ru/encSekt/26.htm


На самом деле, сегодня о масонстве мы знаем очень мало. — Кто сегодня помнит, — пишет Тадеуш Цегильски — что адептами масонства и активными членами масонских лож были (между прочим): Войцех Богуславский, создатель национальной сцены, Иосиф Эльснер, композитор и учитель Шопена, генерал Ян Генрик Домбровский, Юзеф Выбицки, автор слов «Мазурки Домбровского»; в те времена в масонстве состояли выдающиеся врачи: Рафал Радзивилович, Ян Мазуркевич и Мечислав Михалович; а также ученые: биолог Мечислав Конопацкий, математик Казимир Бартель, археолог (и будущий премьер-министр) Леон Козловский, физик Мечислав Вольфке? Масоны в разное время играли большую, непропорциональную своей численности роль в государстве. Так было и в период реформ, во время работы Четырехлетнего Сейма и подготовки восстания Костюшко.

.
На выставке собрано около 500 объектов, связанных с ритуалами масонства: фартуки, ленты, молотки, знаки отличия и оригинальности чиновников, кубки примирения, печати, писчебумажные принадлежности, книги, графики и произведения искусства, многочисленные портреты польских масонов.
Среди представленных портретов масонов выделяется сделанный Марсело Баккарелли в 1793 году «Портрет Станислава Августа Понятовского с песочными часами» — изображение царя в окружении символических предметов, носящих двойной, в том числе масонский смысл.

Портрет Станислава Августа Понятовского с песочными часами


Необычная выставка в Национальном Музее в Варшаве, проходившая с 11 сентября 2014 года по 11 января 2015 показала три века истории масонства — одной из самых загадочных организаций в истории мира. Выставка привлекает внимание необычным оформлением пространства, в котором воспроизводится формула пути посвящения у масонов.
На выставке былки представлены:
.
— «Портрет Людовига Осинского в масонском костюме» кисти Антонио Бродовского, написана около 1820 года, дает представление об атрибутах Почтенного Учителя, то есть председателя ложи.
.
.
— «Портрет Станислава Костки Потоцкого» начала XIX века, представляет главу польского масонства в костюме кавалера Розового Креста, седьмого, самого высокого уровня посвящения.
.
— «Собрание потанцевать в парке под статуей Дианы» и

--  “Принятие Конституции 3 мая 1791 года” в книге Жан-Пьера Норблина де-ла-Гордейна.


Осинский (Ludwik Osinski) Людвик (1775-1838) – польский литературовед, критик, переводчик и поэт. Родился 24 августа 1775 года в Коке (Kock), в 1794 году принимал участие в восстании генерала Костюшко (Tadeusz Kosciuszko), с 1804 по 1814 год исполнял обязанности секретаря Общества друзей наук (Towarzystwo Warszawskie Przyjaciol Nauk), с октября 1808 года занимал пост редактора ежемесячного периодического издания «Pamietnik Warszawski», в 1812 году – член «Всеобщей конфедерации Королевства Польского» (Konfederacja Generalna Krolestwa Polskiego). В 1814 году сменил Войцеха Богуславского (Wojcieh Boguslawski) (1757-1829) на посту директора Национального театра (Teatr Narodowy) в Варшаве и исправлял эти функции до 1827 года, выступал против Ноябрьского восстания 1830 года, но в следующем году был назначен председателем повстанческого Муниципального совета Варшавы. Был профессором литературы Варшавского Университета (Uniwersytet Warszawski), перевёл на польский язык ряд драматических произведений. Умер 27 ноября 1838 года в Коке в возрасте 63 лет. Портрет Осинского, исполненный живописцем Антонием Бродовским (Antoni Brodowski) (1784-1832), является достоянием Национального музея Варшавы (Muzeum Narodowe w Warszawie).
Tags: Польша, масоны
Subscribe

  • SIS или 515

    Изучая проект Феб с миссией порядка и Дионис с миссией хаоса увидела подсказку, дававшуюся мне в ходе написания статей с фигурирующим агентом…

  • О должниках и кредитах

    Само слово "кредит" переводится как "доверие", но это, конечно, обман. Наивно думать, что система просто так что-то даст человеку в знак…

  • Что мы здесь вообще делаем или Варфоломеевская ночь 21 века

    Случа́йность — результат вероятного и непредсказуемого события; проявление неотъемлемого дополнения к законам необходимости. Я все еще обращаю…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 2 comments