Первые масонские союзы возникли в Польше в начале царствования Августа III (1735 - 6Згг.), проникнув сюда непосредственно из Саксонии, и представляли первоначально лишь отделения дрезденской ложи "Трех белых орлов", основанной около 1738 года побочным братом короля гр. Рутовским.
Сначала союзы эти развивались очень слабо. С одной стороны, они подвергались преследованию духовенства, главным образом, иезуитов, добившихся уже в 1738 году временного закрытия всех масонских лож в силу буллы папы Климента XII "In eminenti", с другой - сами они обнаруживали малую жизнеспособность, став аристократической забавой и средством к удовлетворению личного честолюбия.
Их распространителями были преимущественно пребывавшие в Польше иностранцы и магнатская польская молодежь, Мнишки, Потоцкие, Огинские, Виельгорские, основавшие несколько лож в Вишневце на Волыни, в Дукле и др.местностях.
Гораздо большее значение приобретает польское масонство при Станиславе-Августе Понятовском. Человек просвещенный и высокообразованный, Понятовский не только оказывал покровительство масонам, но и сам записался в 1777 году в варшавскую и немецкую ложи "Под тремя шлемами" и, произведенный в кавалеры немецкой ложи Rose-Croix, принял в строжайшей тайне под имененм Eques Salsinatus, как F(rater) R (oseae) - A (ureae) С (rucis), установленную присягу, оговорив свои "гражданские и королевские обязанности".
Членами масонских лож состоят при Станиславе-Августе почти все придворные сановники и виднейшие государственные деятели. В эпоху великого или четырехлетнего сейма (1788 - 92гг.) масоны насчитывают в своей среде и многих сеймовых послов:
Матушевича, Немцевича, Солтыка, Линовского, кн. Казимира Сапегу, кн. Адама Чарторыйско-го и др., причем секретарь сейма Ян
Лущевский исполняет одновременно обязанности секретаря великого польского востока, и самих творцов конституции 3 мая 1791 года, Игнагая Потоцкого,
Станислава Малаховского, ксендза Пиа-толи, и многих польских послов при иностранных дворах, Щснсного, Потоцкого, Войну, Букату, Морского и др. Большинство этих лиц, находясь у кормила правления, "делая историю", проводит общественные и политические реформы, несет идеи возрождения Польши, идеи эти идут таким образом не снизу, а сверху, не от молодых, а от старших, в этом смысле масонство становится при Станиславе-Августе весьма важным политическим фактором и несомненно оказывает большое влияние на мирный исход того государственного переворота, который привел к конституции 3 мая.
Борьба света с тьмой, с предрассудками и с религиозной нетерпимостью является главной заданий масонов в эпоху Станислава-Августа, об этом свидетельствуют самые названия тогдашних лож: "Побежденная тьма", "Побежденный предрассудок", и т.п. Рядом с этим масоны преследуют общие гуманитарные цели, открывают целую сеть благотворительных учреждений, приюты
для старцев и нищих, занимаются раздачей румфордского супа, вводят бесплатное оспопрививание.
В члены некоторых масонских лож принимались иногда и женщины. Такие ложи назывались "адопцийными". В адопцийной ложе "Благотворительность" встречаются среди членов фамилии кн. Чарторыйской, Радзивилл, гр. Потоцкой и др.
.
Особый характер носят смешанные ложи "мопсов и мопсих", возникшие в Австрии в 1738 году и распространившиеся затем во Франции при Людовике XV в эпоху господствовавшей при этом короле распущенности нравов. Они перешли в конце XVIII века в Польшу в виде "amusements mysterieux" и усвоили в себе обряды, не вполне поддающиеся изложению в печати. Такова была, например, виленская ложа "Совершенная верность" с великой мастершей барон. Ферзен, великой надзирательницей гр. Пржездецкой и гр. Солтан.
.
В царствование Станислава-Августа польское масонство постепенно осовобождается от иностранных влияний. В 1767 году возникает первая польская великая ложа при непосредственном участии известного масона Жана-Луки де Ту де Сальверт, военного инженера в Берне, вынужденного искать убежища в Варшаве и основавшего здесь ложу "Доброго пастыря", которую он назвал grande souveraine loge, a себя великим ее мастером от английской ложи в Париже.
.
Польское масонство состояло из семи степеней. Братья трех первых степеней, т.е. ученики, товарищи и мастера, составляли "ложи св. Иоанна" или "символические", братья четвертой степени - "избранные рыцари" и пятой - "шотландские кавалеры" - ложу "капитул шотландский", наконец, братья шестой степени - "рыцари востока" и седьмой - злато-розового креста - составляли
"капитулярную высшую шотландскую ложу".
Основанной Мошинским Великой Польской Ложе уже в 1770 году было подчинено семь других лож. На ее оживленную деятельность вскоре обратила внимание императрица Екатерина II, и русское посольство в Варшаве стало принимать меры к обеспечению за собой руководства польским масонством. В 1779 году сын нознаньского воеводы гр. Ян Понинский, представив подложный диплом старошляхетской директории в Страсбурге, якобы уполномочивавшей его к учреждению новых и реформированию старых лож, основал в Варшаве шотландскую ложу "Екатерины под Северной звездой", названную так из раболепства к "просвещенной государыне-покровительнице свободного каменщичества в своем государстве".
.
Избранный первым великим мастером объединенных лож Короны и Литвы, Потоцкий произвел окончательную реорганизацию польского масонства, после чего состоялось официальное открытие польского великого востока ( март 1784 год). В состав его входило 13 объединенных лож, а именно 4 под варшавским востоком : "Екатерины под Северной звездой", "Святыни Изиды", "Северного щита" и "Богини Элевзис", 4 под виленским востоком.- "Совершенного соединения", "Ревностного литвина", "Доброго пастыря", "Храма мудрости", 3 под познаньским востоком: "Увенчано-го постоянства", "Орла белого", "Школы мудрости", 1 под дубенским востоком - "Совершенной тайны", и 1 под гродненским востоком - "Счастливого освобождения".
.
После Игнация Потоцкого обязанности великого мастера исполнял в течение короткого времени генерал Андрей Мок-роновский, затем с 1785 года, Щенсный Потоцкий, отказавшийся от своего молотка в январе 1789 года ввиду предстоящего разрыва Польши с Россией. На его место был избран "доблестный патриот" Казимир-Нестор Сапега, сеймовый маршалок и генерал от артиллерии.
.
Охватившее всю Польшу антирусское движение коснулось и масонских лож, в том же 1789 году по случаю королевских именин ложа-матерь "Екатерины под Северной звездой" была переименована в ложу "Станислава-Августа под Северной
звездой".
.
В польских областях, перешедших к Австрии и России, всякие масонские организации были запрещены, в Австрии с 1795 года, в России с 1797 года. И только в областях, доставшихся Пруссии, масонские ложи продолжали развиваться, но не польские, а немецкие, подчиненные трем независимым великим берлинским ложам, а именно: Grosse Langes-Loge, ложе "Королевский
Йорк приязни", "Трех глобусов".
Так продолжалось до 1807 года, когда из завоеванных у Пруссии польских областей Наполеон образовал новое польское государство, прозванное Великим Герцогством Варшавским. В этом маленьком государстве, призванном к жизни великим Наполеоном и полагавшем в нем все свои надежды на лучшее будущее, возродилось и польское масонство на новых, соответствовавших изменившемуся политическому положению началах, оно стало теперь следовать преимущественно
.
французским образцам и вступило в тесную связь с французским великим востоком. Уже в 1807 году возникает французская ложа "Соединенных братьев поляков и французов" на востоке Варшавы в зависимости от парижского великого востока, окружая особу Наполеона почти религиозным культом, простиравшимся до установления орденской ленты пепельного цвета в воспоминание "цвета верхнего платья, в котором впервые вступил на польскую землю в 1806 году великий Наполеон, освободитель польского народа".
"Соединенные братья" вдохновлялись надеждой на более или менее близкое объединение Наполеоном всей поделенной Польши и укреплялись, вероятно, в этой надежде постепенным ростом польских масонских организаций, возрождением старых польских лож - "Святыни Изиды", 1809 г., "Богини Элевзис", "Северного щита" - в Варшаве, "Побежденного предрассудка" - в Кракове и переходом прусских лож в зависимость от Парижа.
.
Политические события 1812 - 13 годов вновь вызывают перерыв в деятельности масонов, но, несмотря на официальное постановление великого польского востока от 30 января 1813 года о закрытии масонских лож, некоторые из них и сам великий капитул продолжают тайно свои работы в течение всего 1813 года. Благотворительные масонские общества в Варшаве, Вильне, Кракове и других городах, управляемые избранными из среды местных лож комиссиями, оказывают деятельную помощь находящимся в госпиталях больным, военнопленным и семействам погибших в боях.
.
В новый фазис жизни вступает польское масонство в 1815 году, после присоединения, согласно постановлению венского конгресса, значительной части варшавского герцогства к российской империи. Польские масоны, назвавшие, как уже сказано, в конце XVIII века в честь русской "великодушной монархини" одну их своих лож ложей "Екатерины под
Северной звездой", затем окружившие ореолом Наполеона, "ниспосланного для освобождения польского народа", теперь, после его падения, обратили свои взгляды к восходящей звезде русского императора, который оказывал знаки
внимания Костюш-ке, дружил с Адамом Чарторыйским и не пожелал при въезде в Краков принять ключи от президента города, называя себя "не победителем, а другом поляков".
Начинается новая полоса веры в нового "воскресителя" Польши, императора Александра.
Александр I благосклонно принимал выражения патриотических чувств. Двоякой целью руководствовался он в данном случае: созидательной и охранительной. "С одной стороны он хотел использовать польское масонство для проведения своего проекта касательно слияния Литвы с Польшей и, насаждая масонские ложи одновременно в Царстве Польском и Литве, влиять при их
посредстве на общественное мнение, подготовить путем восстания прежней польско-литовской унии унию политическую".
.
Исполнителем этих предначертаний Александра I был генерал Александр Рожнецкий, избранный в 1816 году заместителем великого мастера польского Великого Востока.
.
Любопытную страницу в истории виленских лож занимает принадлежавший члену ложи "Усердный Литвин", профессору виленского университета, доктору философии и медицины, Якову Шимкевичу, проект реформы масонства, сводившийся, главным образом, к исключению всяких тайн из обрядов и деятельности масонских лож. 16 марта 1818 года, на заседании своей ложи,
Шимкевич высказал мнение, что для непосредственных целей, преследуемых масонами, для просвещения и благотворитель-ности, какие бы то ни было тайны излишни, что они "являются притворством, очень дорого обходятся и способствуют дурной славе, тогда как орден может существовать и без них".
.
Объединив вокруг себя 17 сторонников реформы, преимущественно профессоров виленского университета, Шимкевич образовал франк-масонское реформированное товарищество под названием: ложа "Усердный Литвин" на востоке Вильна.
.
Характерная черта национального масонства, основанного в 1819 году майором IV линейного полка армии Царства Польского Валерианой Лукасинским, состояла в ограничении идеи человеческого братства, составляющего конечную цель обыкновенного масонства. Национальное масонство Лукасинского объединяло в духе мира и братства не весь род человеческий, но одних только поляков, допускало на первых порах только польское национальное братство.
.
Первоначально целью масонского строительства была, согласно учению Лукасинского, одна только Польша, реставрация польского государства в самых широких границах. И лишь после освобождения родины польские национальные масоны предполагали расширить круг своей деятельности на все славянство, а затем на все человечество.
Масонские обряды символизировали одно только отечество, границами ложи была "великая горная цепь, два моря и две реки", т.е. границы прежней Польши, "товарищи" собирались у "алтаря отечества, поврежденного сверху, но стоящего на прочном фундаменте", т.е. в Польше, урезанной на венском конгрессе, "поврежденной" сравнительно с исторической, неподсленной Польшей, но неизменно прочной в своем основании. Они присягали возвратить алтарю его прежний блеск, т.е. бороться за возрождение родины.
.
Символика Польши найдена была и в старой масонской легенде о Гираме или Адонираме, главном строителе Соломонова храма, трижды раненном тремя товарищами-предателями и завещавшем своим детям дело мести и восстановления из развалин храма. .
.
Идея восстановления Соломонова храма, т.е. нравственного исправления рода человеческого, применена была Лукасинским к Польше, нуждавшейся, как и все человечество, в восстановлении и возрождении. Смерть праведного и невинного Гирама изображала, согласно толкованию Лукасинского, политическую смерть Польши, раздел ее между соседями: трое убийц
аллегорически выражали три державы, участвовавшие в разделах, обязанность детей Гирама бороться с врагами до тех пор, пока не будет восстановлен Соломонов храм, напоминала национальным масонам об их обязанностях бороться с врагами своей родины до полного восстановления последней. Наконец, чудесное воскресение Гирама являлось символом воскресения "невинно убиенной" Польши.
.
Национальное масонство просуществовало недолго. Уже в 1820 году, вследствие проникновения в некоторые ложи крайних течений и преследования масонов русским правительством, Лукасинский объявил национально-масонские ложи закрытыми. Вслед затем был нанесен окончательный удар и великому польскому востоку.
.
В ноябре 1822 года был издан указ о закрытии всех тайных обществ в Царстве Польском, как могущих "возбудить подозрение даже тогда, если бы они собирались и в самых лучших намерениях". В Царстве Польском масонские архивы, декорации и знаки были
конфискованы. В Литве не ограничились конфискацией. Вилепский генерал-губернатор Римский-Корсаков распорядился "истребить" масонское имущество так, "чтобы и памяти о нем не осталось". Во исполнение этого
приказа 25 апреля 1823 года были сожжены в Вильне в присутствии полиции подсвечники, звезды, мертвые головы и другие ритуальные предметы и декорации.http://bibliotekar.ru/encSekt/26.htm
На самом деле, сегодня о масонстве мы знаем очень мало. — Кто сегодня помнит, — пишет Тадеуш Цегильски — что адептами масонства и активными членами масонских лож были (между прочим): Войцех Богуславский, создатель национальной сцены, Иосиф Эльснер, композитор и учитель Шопена, генерал Ян Генрик Домбровский, Юзеф Выбицки, автор слов «Мазурки Домбровского»; в те времена в масонстве состояли выдающиеся врачи: Рафал Радзивилович, Ян Мазуркевич и Мечислав Михалович; а также ученые: биолог Мечислав Конопацкий, математик Казимир Бартель, археолог (и будущий премьер-министр) Леон Козловский, физик Мечислав Вольфке? Масоны в разное время играли большую, непропорциональную своей численности роль в государстве. Так было и в период реформ, во время работы Четырехлетнего Сейма и подготовки восстания Костюшко.
.
На выставке собрано около 500 объектов, связанных с ритуалами масонства: фартуки, ленты, молотки, знаки отличия и оригинальности чиновников, кубки примирения, печати, писчебумажные принадлежности, книги, графики и произведения искусства, многочисленные портреты польских масонов.
Среди представленных портретов масонов выделяется сделанный Марсело Баккарелли в 1793 году «Портрет Станислава Августа Понятовского с песочными часами» — изображение царя в окружении символических предметов, носящих двойной, в том числе масонский смысл.
Необычная выставка в Национальном Музее в Варшаве, проходившая с 11 сентября 2014 года по 11 января 2015 показала три века истории масонства — одной из самых загадочных организаций в истории мира. Выставка привлекает внимание необычным оформлением пространства, в котором воспроизводится формула пути посвящения у масонов.
На выставке былки представлены:
.
.
— «Портрет Людовига Осинского в масонском костюме» кисти Антонио Бродовского, написана около 1820 года, дает представление об атрибутах Почтенного Учителя, то есть председателя ложи.
.
.
.
— «Портрет Станислава Костки Потоцкого» начала XIX века, представляет главу польского масонства в костюме кавалера Розового Креста, седьмого, самого высокого уровня посвящения.
— «Портрет Станислава Костки Потоцкого» начала XIX века, представляет главу польского масонства в костюме кавалера Розового Креста, седьмого, самого высокого уровня посвящения.
.
— «Собрание потанцевать в парке под статуей Дианы» и
-- “Принятие Конституции 3 мая 1791 года” в книге Жан-Пьера Норблина де-ла-Гордейна.
Осинский (Ludwik Osinski) Людвик (1775-1838) – польский литературовед, критик, переводчик и поэт. Родился 24 августа 1775 года в Коке (Kock), в 1794 году принимал участие в восстании генерала Костюшко (Tadeusz Kosciuszko), с 1804 по 1814 год исполнял обязанности секретаря Общества друзей наук (Towarzystwo Warszawskie Przyjaciol Nauk), с октября 1808 года занимал пост редактора ежемесячного периодического издания «Pamietnik Warszawski», в 1812 году – член «Всеобщей конфедерации Королевства Польского» (Konfederacja Generalna Krolestwa Polskiego). В 1814 году сменил Войцеха Богуславского (Wojcieh Boguslawski) (1757-1829) на посту директора Национального театра (Teatr Narodowy) в Варшаве и исправлял эти функции до 1827 года, выступал против Ноябрьского восстания 1830 года, но в следующем году был назначен председателем повстанческого Муниципального совета Варшавы. Был профессором литературы Варшавского Университета (Uniwersytet Warszawski), перевёл на польский язык ряд драматических произведений. Умер 27 ноября 1838 года в Коке в возрасте 63 лет. Портрет Осинского, исполненный живописцем Антонием Бродовским (Antoni Brodowski) (1784-1832), является достоянием Национального музея Варшавы (Muzeum Narodowe w Warszawie).
— «Собрание потанцевать в парке под статуей Дианы» и
-- “Принятие Конституции 3 мая 1791 года” в книге Жан-Пьера Норблина де-ла-Гордейна.
Осинский (Ludwik Osinski) Людвик (1775-1838) – польский литературовед, критик, переводчик и поэт. Родился 24 августа 1775 года в Коке (Kock), в 1794 году принимал участие в восстании генерала Костюшко (Tadeusz Kosciuszko), с 1804 по 1814 год исполнял обязанности секретаря Общества друзей наук (Towarzystwo Warszawskie Przyjaciol Nauk), с октября 1808 года занимал пост редактора ежемесячного периодического издания «Pamietnik Warszawski», в 1812 году – член «Всеобщей конфедерации Королевства Польского» (Konfederacja Generalna Krolestwa Polskiego). В 1814 году сменил Войцеха Богуславского (Wojcieh Boguslawski) (1757-1829) на посту директора Национального театра (Teatr Narodowy) в Варшаве и исправлял эти функции до 1827 года, выступал против Ноябрьского восстания 1830 года, но в следующем году был назначен председателем повстанческого Муниципального совета Варшавы. Был профессором литературы Варшавского Университета (Uniwersytet Warszawski), перевёл на польский язык ряд драматических произведений. Умер 27 ноября 1838 года в Коке в возрасте 63 лет. Портрет Осинского, исполненный живописцем Антонием Бродовским (Antoni Brodowski) (1784-1832), является достоянием Национального музея Варшавы (Muzeum Narodowe w Warszawie).