.
Два последних эпизода "освобождения народов" чётко соответствуют давней германской концепции "Дранг нах Остен" ("Натиск на Восток") и непосредственно направлены на захват всей водной транспортной системы Дуная.
.
Для Германии бассейн реки Рейн примерно то же самое, что Волга для России - главная государствообразующая река. Важнейший прямой водный путь из бассейна Рейна в бассейн не менее великой европейской реки Дуная был создан с 1836 по 1846 годы путём строительства водного канала, который получил название Людвигов канал (см. "Канал Рейн-Майн-Дунай"), что позволило судам совершать прямые рейсы из Северного моря (от голландского Роттердама) в Черное море (Измаил и далее):
.
.
.
"Людвигов канал" назван так в честь того самого короля Баварии Людвига-1, чей сын в 17-летнем возрасте в 1832 году назначен первым королём "получившей независимость Греции".
.
Для строительства канала было создано акционерное общество, в котором 25% инвестиций приходилось на долю баварского короля Людвига-1, также в финансировании принимал участие Ротшильд (см. Вики на немецком).
.
..
Всего было построено более 100 шлюзов, которые позволили преодолевать водораздел между бассейнами Рейна и Дуная речным судам шириной до 4,2 м, длиной до 30 м и грузоподъемностью до 120 тонн. С этого момента дальнейшая экспансия в бассейн Дуная стала неизмеримо более рентабельной.
.
В связи с этим возникают вопросы:
.
.
- почему так поздно его построили? В США не менее сложный в техническом исполнении важнейший канал Эри (Нью-Йорк-Стейт-Бардж) создали в 1817-1825 гг., в России за период около 10 лет к 1812 году создали сразу три водных системы Березинскую, Мариинскую, Тихвинскую и кардинально модернизировали Вышневолоцкую (см. "Фокусы войн 1812 года"), а китайцы будто бы чуть ли не на две тысячи лет раньше построили Великий канал Китая протяжённостью аж 2000 км, правда всего с 21 шлюзом.
.
.
- сообщается, что идея прямого водного пути в Дунай существует ещё с 793 года (Карл Великий), даже будто бы начали его строить (интересно сохранились ли следы на месте старого волокового пути?
- интересно насколько сильно изменилась экономика, площадь застройки и прочие параметры городов на канале с момента начала его эксплуатации (Бамберг, Нюрнберг и Кельхайм)?
.
.
- как ухитрялось процветать в отрыве от бассейна Рейна (основной части империи) Баварское княжество/королевство, которое располагается в верховьях Дуная?
.
С другой стороны, некоторые исторические нюансы стали понятны. Например, почему Нюрнберг был одним из трёх самых крупных городов империи (вместе с Прагой и Кельном) - он находился в ключевом транспортном месте на водоразделе двух великих рек вместе с находившимся на этом же водном пути Бамбергом имел привилегии вольного имперского города. Правда, нам сообщают что это было издавна, со средневековья, когда канал от Бамберга даже в проекте не числился... Очень странно.
.
Разумеется, и до строительства Людвигова канала можно было преодолевать водораздел между Рейном и Дунаем, но с этого момента рентабельность грузоперевозок возросла многократно. Поэтому совсем не удивительно, что в начале 19 века в Нюрнберге наблюдается мощный приток евреев.
.
Удивительно другое: будто бы чуть ли несколько столетий до этого их там не было, будто бы изгнали давным-давно и надолго-надолго. Это в ключевой-то таможенной торговой точке? В который раз уже возникает ощущение, что многие события начала 19 века отодвинуты в средневековье, например в 16 век), а образовавшийся разрыв ничем толковым не заполнен (если где-то прибыло, значит где-то убыло).
.
Удивительно другое: будто бы чуть ли несколько столетий до этого их там не было, будто бы изгнали давным-давно и надолго-надолго. Это в ключевой-то таможенной торговой точке? В который раз уже возникает ощущение, что многие события начала 19 века отодвинуты в средневековье, например в 16 век), а образовавшийся разрыв ничем толковым не заполнен (если где-то прибыло, значит где-то убыло).
.
Не являясь сторонником огульного применения "хронологических сдвигов", тем не менее в данном случае в очередной раз наблюдаю такие нестыковки, которым в рамках официальной хронологии пока не нашел объяснения. А вот если предположить, что некоторые описанные события и явления 16-17 веков относятся на самом деле к 18-19 векам, многое становится на свои места.
.
В качестве рабочей версии: эксплуатация найденного волокового пути из верховьев Рейна в верховья Дуная повлекла возможность не только торговли, но и захватов территорий по Дунаю. Для войн нужно оружие и поэтому центрами его производства в 18-19 веке (официально в 15-16 веках) стали находящиеся в верховьях Дуная Нюрнберг и Аугсбург, которые не просто сохранили, но и развили свои технологии и в 20 веке (концерны MAN, авиационные заводы и проч.).
.
Далее ниже по течению Дуная создано оружейное производство в интереснейшем городе-острове Пассау, который находится в месте слияния сразу трёх рек (интересно, что его латинское название Batavia (Батавия) - многозначный термин. Батавия — страна батавов, позже латинское название Нидерландов. Отсюда Батавская республика. Батавия — до 1942 года главный город Нидерландской Индии на острове Ява; ныне Джакарта, столица Индонезии).
.
Далее ниже по течению Дуная создано оружейное производство в интереснейшем городе-острове Пассау, который находится в месте слияния сразу трёх рек (интересно, что его латинское название Batavia (Батавия) - многозначный термин. Батавия — страна батавов, позже латинское название Нидерландов. Отсюда Батавская республика. Батавия — до 1942 года главный город Нидерландской Индии на острове Ява; ныне Джакарта, столица Индонезии).
.
Все найденные источники очень подробно повествуют о высочайшем уровне оружейного мастерства 15-16 века в Нюрнберге и Аугсбурге, во многом превосходящем массовое оружие на 18-19 века, но что там было с оружейным производством в 17-19 веках найти пока не удалось.
.
БСЭ сообщает "С перемещением торговых путей в 16 в. начался экономический упадок Нюрнберга. В 1806 вошёл в состав королевства Баварии. В 19 в., особенно после строительства первой в Германии железной дороги Нюрнберг — Фюрт (1835), стал одним из главных экономических центров Баварии." В 19 веке понятны факторы экономического роста Нюрнберга: и самая первая в Германии железная дорога и Людвигов канал. А вот объяснение экономического упадка каким-то "перемещением торговых путей" напоминает "шёл ёжик, забыл как дышать и умер", ведь Нюрнберг с речного пути никуда не перемещался.
Ещё ниже по течению Дуная - Вена (на схеме Wien), которую можно принять за крайнюю границу распространения Османской империи вверх по Дунаю, поскольку по официальной версии Вену окончательно отбили у османов в 1683 году в результате Венской битвы, хотя полумесяцы на соборе были заменены на кресты далеко не сразу, а через несколько лет. Об этом событии пишутЪ так: "Битва под Веной стала переломным событием в трёхвековой войне государств Центральной Европы против Османской империи. В течение последующих 16 лет австрийские войска перешли в масштабное наступление и отбили у турок значительные территории — южную Венгрию и Трансильванию."
.
Ну что же, возможно и так было. Отбить-то что угодно можно, главное - есть ли транспортная возможность эти территории использовать в дальнейшем в своих целях, но вот об этом обычно не пишут. Просто так и прыщ не вскочит, не говоря уже о войнах. Маккиавелли примерно так определял результативность войны: если победивший в войне потратил больше, чем приобрёл, то он фактически проиграл войну.
.
Вполне очевидно, что в данном контексте учитываются не только прямые поступления в виде трофеев, репараций и контрибуций, но и будущие доходы. Но пока мне совершенно непонятно что такое ценное в 16 веке могли перевозить по Дунаю против течения, да потом сухопутным волоком в Рейн, чтобы эти товары окупили затраты по содержанию Вены и других крепостей на Дунае.
.
Вполне очевидно, что в данном контексте учитываются не только прямые поступления в виде трофеев, репараций и контрибуций, но и будущие доходы. Но пока мне совершенно непонятно что такое ценное в 16 веке могли перевозить по Дунаю против течения, да потом сухопутным волоком в Рейн, чтобы эти товары окупили затраты по содержанию Вены и других крепостей на Дунае.
.
С другой стороны, из Константинополя до Вены очень далеко добираться по воде, примерно как до Москвы и гораздо дальше чем до Киева, так что Вена с точки зрения османов - глушь несусветная и создание германцами своего форпоста вполне возможно, только опять же зачем, что они с этого в результате имели?
.
Надо будет сделать небольшой обзор всего транспортного коридора Рейн-Дунай чтобы было понятно значение этих водных путей в истории цивилизации.
.
Кстати, в СССР перед Второй мировой войной была создана Дунайская флотилия с быстроходными бронекатерами, которые могли быстро проникнуть в самое сердце Европы (см. О бронекатерах дунайской флотилии 1941 г.).
http://igor-grek.ucoz.ru/news/rejn_dunaj/2014-02-21-456
http://igor-grek.ucoz.ru/news/rejn_dunaj/2014-02-21-456