В хрониках и в исторических актах (документах) Сапеги известны как (в единственном числе) Сопега, Сапега, Сопига, Sapieha, Sopieha, Sopiha, Sopiezycz.
Происхождение того или иного аристократического рода, вопросы генеалогии тесно связаны с историей герба или гербов, которым (-ыми) этот род пользовался.
.
В истории рода Сапег загадка их происхождения ещё более тесно (чем "обычно") переплетена с загадкой возникновения их "основного" герба (герба "Лис"), и "второстепенных" или "сопутствующих" гербов, которыми они пользовались.
Сапеги коденской (кодненской) и северской ветви в основном пользовались гербом "Лис" (Бзура), без достаточных оснований считающемся "польским".
.
Кроме герба "Лис", чаще всего появлялся у них в XVI-XVIII веках герб "Три Лилии" - и ещё один герб, на котором изображена рука в доспехах, пробитая стрелой.
Герб "Лис" у Сапег: указание на то, что часть из них считала своим родоначальником трокского каштеляна, князя Сунигайла (Сунигайло), который стал пользоваться этим гербом после Городельского Сейма в 1413 г.
Трудно сказать, означает ли это отождествление Сапегами первого исторически реального представителя их рода - Семёна Сапегу, который упоминается в 1440-1450 годах как писарь великого князя литовского и короля Речи Посполитой Казимира Ягайловича - с Сунигайлой. От Семёна Сапиги (Сапеги), полоцкого боярина, выводят род Сапег Адам Банецкий, Ю. Вольф и Вл. Семкович.
В исторических актах, однако, есть примеры, в которых Семён Сапега действительно выдаётся за Сунигайлу.
Так, согласно привилею великого князя литовского и короля Речи Посполитой Зигмунда (Жыгимонта, или Сигизмунда) Старого от 1512 г. Богдану и Ивану Семёновичу Сапегам, "(...) Отцу иx Сямёну Сунигайлу, каштеляну Трокскому, сыну Пунигайлы Наримунтовича, который был тоже Трокским каштеляном и прозван был Софией, за выдающиеся перед нами заслуги позволен и дан для свободного пользования Герб, ему и потомкам его, который он сам взял на сойме Городельском при заключении Унии Литовской, на котором он с другими князьями, нашими родственниками, находился, и герб этот называем "Лис".
Что мы знаем о Сунигайле? Что умер он бездетным, не оставив наследников. (Виюк-Коялович, тем не менее, допускал, что Сунигайло всё же мог иметь сына). Что при крещении взял себе имя Ян (а не Семён). Поэтому Войцех Виюк-Коялович называл Семёна Сапегу (по Кояловичу - воеводу подляшского и посла короля Казимира Ягайловича к папе римскому) сыном Сунигайло. Б. Хмелевский, который, видимо, не знал этих фактов, предполагал, что Сунигайло действительно являлся отцом Богдана и Ивана Сапег.
Герб Сапег "Три Лилии"
Некоторые исследователи заявляют, что Сунигайла (Ян) не умер бездетным, но оставил после себя сыновей, однако, среди них нет ни одного по имени Семён.
Не было среди сыновей Сунигайла также ни одного, который упоминался бы в качестве воеводы подляшского.
Кстати, кроме Виюка-Кояловича, больше никто не упоминал о том, что Семён был воеводой подляшским, и больше нигде нет никаких сведений о том, что Семён занимал другие должности, кроме должности писаря.
Поэтому вопрос о том, имелась ли хоть какая-то родственная связь между Сунигайлой (Яном) из Гедиминовичей - и родоначальником Сапег Семёном: так и остаётся открытым.
Простое, но не всеми принимаемое, объяснение: Привилей 1512 г. является, мол, достаточно грубой подделкой, целью которой было вывести род Сапег от великого князя литовского Гедимина и связать исторически известных князей Наримута и Сунигайлу с по-видимому выдуманным Пунигайлой по прозвищу София.
Хотя многим кажется, что происхождение герба "Лис" достаточно "простое", и, кроме польского дворянства, им больше не пользовался никто (за исключением Сапег и ещё нескольких не польских родов), на самом деле возникновение этого герба и его изначальная принадлежность весьма туманны.
Что же получается, если герб этот действительно польский? А выходит, что, если Сапеги прямые наследники Сунигайлы, они не могли от него унаследовать польский герб.
Согласно привилею великого князя литовского Зигмунда (Жыгимонта) Кейстутевича от 1434 года, князьям и боярам православного вероисповедания дозволялось пользоваться "(...) гербами или знаками дворянства, как и литовцам [язычникам или католикам], но жалуются им вышеназванные знаки через посредничество литовцев после получения согласия от братьев по своей генеалогии из Королевства Польского".
Этот привилей известен также, как привилей "адаптации".
Но тогда возникает вопрос первого герба Сапег, которым они должны были пользоваться до герба "Лис". Этим гербом Владислав Семкович считал "Три Лилии", указывая, что память о нём могла сохранить "семейная традиция". На этом гербе изображены (на чёрном фоне) 3 геральдические лилии белого цвета, а в навершии герба - половина туловища вооружённого рыцаря с мечом и щитом.
Вышеописанный привилей 1512 г. дальше указывает, что "к своему некогда принятому стародавнему Гербу "Лилий" упомянутого Наримута Гедиминовича, князя Пинского, деда его, присовокупил он Герб "Лис" (...)".
Таким образом, всё снова упирается в Наримута Гедиминовича, с которым связывается не только герб "Лис", но и герб "Лилии". На печатке Наримута Глеба Гедиминовича (около 1330 г.), однако, были изображены не 3 лилии, а характерная для всех Гедиминовичей Погоня.
Что касается 3-х лилий, то некоторые считают их символом усопших, принятым в языческой, дохристианской традиции не только языческой Литвы, но и всех северных племён, от Скандинавии до Ирландии. Вспомним у Апполинера: "Три лилии, лилии три на могиле моей без креста"...
Характерно, что лилий нет и на самых старых из тех, что нам известны, печатках самих Сапег. Так, на печатке (приблизительно 1512 г.) Ивана Семёновича Сапеги (некоторые историографы сомневаются в том, что это был именно "тот самый" Иван) есть изображение стрелы вверх остриём, при этом стрела дважды "зачёркнута", как на гербе "Лис". Стрела эта изображена на фоне щита.
Герб со стрелой
По-видимому, в начале XVI века Сапеги отнюдь не пользовались гербом "Три Лилии", но зато пользовались гербом "Лис".
Пожалуй, один из самых образованных и сведущих среди Сапег, Лев Иванович Сапега, должен был знать или разузнать что-то о своих предках и о своём родовом гербе. И что же? Герб "Три Лилии" находится среди гербов, которыми пользовался канцлер Лев Сапега. Его можно найти в Статуте Литовском 1588 г. (фактически - создатель Статута - Лев Иванович прикладывал свою печать). Может быть, как считают некоторые, герб "Три Лилии" был пожалован деду князя Льва - Фёдору Ивановичу Сапеге - великим князем литовским Александром? И, если продолжать эту линию, получен Фёдором (Фридрихом) Ивановичем вместе с графским титулом? Но тогда речь должна идти о графском родовом гербе, а Сапеги пользовались этим гербом наравне с другими гербами.
К тому же Лев Сапега - представитель северской ветви рода Сапег, ведущей своё начало от Богдана Сямёновича (тогда как брат Богдана - Иван - стал родоначальником коденской (кодненской) ветви), и потому его дед на самом деле - Иван Богданович (воевода витебский и подляшский), тогда как Фёдор (Фридрих) Иванович - представитель коденской (кодненской) ветви.
В связи с тем, что существовало Чернобыльское графство, и сын Фёдора Ивановича - Лука (Лукаш) - именовался "графом на Чернобыле", некоторые исследователи считают, что отцу Лукаша (Фёдору) графский титул мог быть дан вместе с гербом.
Но далеко не все историографы согласны признать отцом Луки (Лукаша) Фёдора Ивановича Сапегу; некоторые считают Лукаша сыном Павла Ивановича Сапеги, из коденской (кодненской) ветви, который был женат на дочери легендарного рыцаря Филона (Кмита) - Софии. Именно её приданым и был Чернобыль. Но тогда выходит, что связь графского титула с имением жены автоматически означает, что графство Чернобыль существовало уже при Кмитах.
Но есть и такое мнение, что Лукаш - сын Михаила Ивановича Сапеги (секретаря королевского), из северской верви рода. Что касается Фёдора Ивановича, известного ещё под именем Фридрих, то он умер бездетным - и не имел наследников.
И - опять-таки - некоторые исследователи доказывают, что у Фёдора (Фридриха) Ивановича Сапеги были наследники. Так, например, А. Касиньский выстраивает рассказ о том, что Фридрих (Фёдор) Сапега, якобы, возненавидел королеву Бону, причинившую много зла его соплеменникам, сородичам и всему литовского государству, и отобравшую у самого Фёдора некоторые владения, и "в отместку" за это переехал "(...) в германскую землю, оставив там наследников, которые под немецкой фамилией были известны ещё в прошлом столетии" (имеется в виду XVIII век).
Замечено, что в гербе тогдашнего императора Священной Римской Империи (Австрии) Карла V (1530-1556) есть "те же" 3 лилии, что навело некоторых на предположение, что графский титул был получен частью Сапег от австрийского императора, вместе с "частью" герба "Три лилии". Однако, во-первых - если сведения Касиньского верны, Фридрих-Фёдор, возможно, переехал не в Австрию, а в Пруссию - или в Лейпциг, а во-вторых неясно, откуда в гербе самого Карла взялись эти 3 лилии.
Кроме того, "навершие" ("нашлемник") герба "Лилии", что изображает вооружённого рыцаря с мечом и щитом, на котором виден шестиконечный крест: фактически лишь один из мотивов герба "Погоня", которым пользовались все представители династии Гедиминовичей. Если исходить из этого, мы имеем дело просто со свидетельством принадлежности к Гедиминовичам.
Попытки объяснить появление лилий в одном из гербов Сапег не ограничиваются сравнением с гербом императора Карла. Так, на гербе Гнездинской архиепископской капитулы были изображены "(...) tria lilia alba in campo celestino portrat" (три белые лилии на тёмном однотонном фоне).
Гнездинским архиепископом и кардиналом был не кто иной, как Фредерик (1468-1503), брат великого князя литовского Александра. В 1493 г. он как раз и являлся архиепископом в Гнездо. Даёт ли это нам право предполагать, что отцу Фёдора Ивановича, Ивану Семёновичу, герб был пожалован великим князем Александром, тогда как тематика герба была подсказана братом Александра - Фредериком?
Гипотеза эта заодно пытается объяснить и переход в 1492 г. Ивана Сапеги в католическую веру.
Те же самые лилии ясно видны на гербе папы Пия VI, а на некоторых орнаментах и мозаиках, связанных с ним, изображены либо 3 лилии, либо 3 шестиконечные звезды.
.
Второй сын Ивана, Павел, также приписывал герб "Лилии" своему отцу.
Был ли герб "Лис" польским гербом?
Идентичное звучание первого слога слов "Лис" - и "Литва" ("Лиетува") уже отдалённый намёк на то, что это изначально литовский герб. В изображение лиса мог превратиться и собственный родовой символ-знак Сапегов: в виде дважды перечёркнутой стрелы. Ещё одна деталь: в средневековом литовском (восточнобалтском) языке было такое слово как lies, что означало "молочный", но ведь молочный - это "белый", не правда ли? А литовское слово lies созвучно как слову "лис" в ряде индо-европейских языков, так и слову "лилия" во французском "бретаньском" и "доргоньском" наречии.
Любопытно и то, что в переводе с французского языка "лис" означает "лилия". Но и в слове "лилия" 1-й слог совпадает со словом "Литва". Более того, на латыни цветок лилии называется "bella", что созвучно первой половине термина "Белая Русь" (и литовскому слову lies (молочный, белый).
Вернёмся к французской коннотации слов-понятий "лис" и "лилия". На самом деле - хотя французское написание "цветок лилия" (fleur-de-lys) выглядит как "лис", - его произношение не на всех французских жаргонах звучит как "лис", а чаще как "ли". А вот по-квебекски (Квебек - французская колония в Северной Америке, сегодня - франкоязычная провинция Канады, сохранившая, в силу исторических особенностей, французский средневековый прононс) произносится именно как "лис".
Более того, в первоначальном гербе Квебека изображались именно три белые лилии на голубом фоне. Но откуда они взялись в гербовой символике Квебека? И откуда они взялись в гербовой символике императора Карла? И откуда они взялись у Сапег? И откуда лилии появились у Гедиминовичей (великих литовских князей: у которых тоже встречаются)?
Встречаются три лилии у английской знати, и сегодня - на гербах английских городов и муниципалитетов, к примеру, в гербе BILLINGHAM URBAN DISTRICT COUNCIL.
Те же лилии присутствуют на гугенотском кресте, на короне русского отделения рыцарей Св. Иоанна Иерусалимского, на символике ордена рыцарей Святого Духа, и те же 3 лилии есть в гербе епископа Robert'а W. Muench'а, и т.д.
То, что герб Сапег "Лис" не был польским гербом, можно увидеть и по изменениям его "навершия" ("нашлемника") как у представителей северской, так и коденской (кодненской) ветвей рода. Сначала мы находим в "навершии" 3 пера страуса, потом лиса, ещё позже - лиса и 2 охотничьих рога (горна), ещё позже (после Сейма Речи Посполитой, который гарантировал всем Сапегам в 1768 г. княжеский титул) - "нашлемник" вообще исчезает, и заменяется митрой.
Так был ли герб "Лилии" просто "придуман" для подтверждения происхождения Сапег от князя Наримута Гедиминовича, который им, якобы, пользовался (хотя это нигде не подтверждается)?
Свидетельство Я. Валицкого, на которое ссылаются все сторонники этой гипотезы, не то, чтобы было подтасовкой, но строится на заведомо готовом предположении, под которое собирались факты. При таком подходе очень легко не заметить других фактов, могущих объяснить остальные в совершенно ином свете.
Так о чём же свидетельствовал Валицкий? О том, что основателя коденской (кодненской) ветви Сапег - Ивана Семёновича - сначала похоронили в Ботьках, но позже сын покойного, Павел Сапега, воевода Новогрудский, перенёс прах отца в православную каменную Коденскую церковь (в замке Кодена). На новом погосте Павел поставил надгробие отцу, с таблицей с надписью славянскими (русскими) буквами, выполненной в архаичной манере, характерной для эпохи, в которой жил покойный, но не его сын Павел.
Впоследствие прах Сапег был перенесён из православной церкви в каменную католическую церковь (костёл), где прежняя надпись, выбитая на могиле отца Павла Сапеги русскими буквами, была слово в слово скопирована, но теперь уже "латинским стилем", у Большого Алтаря.
Славянское же надгробие (плита) так и осталось в православной церкви - как утверждает Валицкий - над её дверями (?), - и на нём выбито Начало и гербы всего Дома Сапег ниже, то есть 3 "Колумны", "Погоня", "3 Лилии" и "Лис", а над ними 3 Митры.
Подчеркнём ещё раз: герб "Лилии" "всплыл" у Сапег уже после того, как они пользовались гербом "Лис".
На наш взгляд, ни одно из существующих объяснений как происхождения самих Сапег, так и происхождения их гербов, не выглядит хоть сколько-нибудь убедительным.
Так же, как все догадки исследователей относительно гербов "Лис" и "3 Лилии" идут "мимо", они ничего "не угадали" и в отношении того герба Сапег, на котором на красном фоне изображена рука облачённого в доспехи воина, прошитая стрелой, а в "навершии" ("нашлемнике") изображается половина чёрного орла с митрой на голове и со щитом на груди, на котором иногда изображалась рука. Даже такой знаток, как В. Семкович, не имел совершенно никакого мнения на этот счёт.
Известен привилей великого князя литовского Зигмунда (Сигизмунда, или Жигимонта) Августа от 1572 г., согласно которому Павел Иванович Сапега, воевода Новогрудский, ездил с посольством к императору Священной Римской Империи (Австрии) Максимилиану II, который жаловал ему "(...) в награду за его заслуги дополнение к Гербам: руку вооружённую на красном поле, и, [в честь] Его и Отца Ивана Семёновича проявленных в Инфлянтах образцах мужества, стрелу, пронзающую руку, в награду полученной раны, добавляем, приложили и среди древнейших гербов Сапег насчитали".
Может быть, и этот привилей 1572 г. - подделка? Ведь считал же К. С. Касаковский его фальшивкой, а герб - плодом "чистой фантазии".
Каспар Несецкий утверждал - на основе внимательного изучения данного привилея, - что, якобы, Максимилиан пожаловал на герб Павлу Сапеге "вооружённую руку", а в "нашлемник" - чёрного орла с короной, а стрелу ему пожаловал Сигизмунд (Зигмунд (Жигимонт) Август.
А. Титов считал герб Льва Сапеги гербом его бабки по материнской линии, княжны Н. Ю. Талачинской.
А. Касиньский полагал, что Максимилиан II дал Павлу Сапеге и чёрного орла в "навершии" ("нашлемнике") герба, и "вооружённую руку", пробитую стрелой, в память о том, что в одной из битв он получил серьёзное ранение от стрелы, пробившей руку.
Известно, что и сын Павла Сапеги, Николай (Миколай), маршалок господарский (т.е. великокняжеский), ездил с посольством к императору Миксимилиану II, от которого он 6 февраля 1572 г. получил титул графа на Кодне и орден Золотого Орла.
Высказывались предположения, что Максимилиан даровал ему "в нашлемник" герба имперского орла.
И вообще: действительно ли (как считают все без исключения исследователи) данный герб был пожалован Сапегам во второй половине XVI века?
Почему Сапеги всех ветвей, нарушая все тогдашние традиции и каноны составления гербов, стремились объединить все вышеперечисленные гербы в одном - запутанном и сложном, что мы видим, к примеру, в гербе Льва Сапеги из Статута ВКЛ 1588 г.?
При этом игнорировались не только многочисленные правила и каноны составления гербов, но происходило чуть ли не полное нарушение традиций средневековой символики, и нарушение правил составления многочастных гербов, опиравшихся на генеалогический принцип.
Если бы Сапеги просто презирали эти правила и каноны, игнорировали их, начисто отбрасывая, можно было бы говорить о социально-психологическом, о семейно-ментальном феномене, но ведь отметаемые классические правила строго учитывались Сапегами для гербов по материнской линии.
Такая двойственность не оставляет места для предположения, что за этим "ничего" не стоит. Безусловно, за этим кроется какая-то загадка.
Ещё в середине XVI века у Сапег появился герб "Китавр", или "Китаврас" (Гипоцентавр), после того, как примерно в 1525 г. князь Павел Иванович Сапега вступил в брак с княжной Олёной (Еленой) Гольшанской.
К тому времени Гольшанские, имевшие родство с Ягеллонами, уже были угасающим родом, не породившим "критического" для своего продолжения числа наследников по мужской линии.
Именно тогда Павл Сапега прибавил герб Гольшанских, "Китавр", перешедший к нему от жены, к своим собственным гербам.
В XVIII веке этот герб уже называли "Гербом Сапег".
Используя относительную древность и особую (для ВКЛ) родовитость Гольшанских, Сапеги стали пользоваться символикой "Погони", "Колумны", "Колонны" (герб итальянского рода Колонов), а также гербами князей Рожинских.
С итальянским родом Коломнов связывался мифологический Цезарин, помощник такого же легендарного Палемона. Цезарин, якобы, пользовался гербом Колумна (Колонна). По преданию, наследником Цезарина, якобы, был Гедимин.
Последний, как утверждают, добавил к одной колонне с короной ещё две, доведя их число до трёх. Этот слух подтвержает и К. Несецкий.
Понятно, что, выводя свой род от Гедимина, Сапеги могли пользоваться и "Колонной".
Что касается двух гербов князей Рожинских, один из которых - это четыре золотых креста, по два висящих на чём-то, похожим на дерево: всё на голубом фоне, то они использовались лишь потому, что, как и Сапеги, Рожинские выводили свой род от Наримута Гедиминовича.
Все эти гербы были "слиты" в один, состоящий из 8 частей, герб Сапег, который приводит А. Миштольт.
Чрезвычайно важно отметить, что в составлении гербов Сапеги "нарушали все правила" не бессистемно, но что в основе этого "нарушения" лежала определённая система.
Один из принципов этой системы: смешанный принцип составления многочастных гербов, когда генеалогический принцип действует лишь в правилах смешения гербов по материнской линии ("по кудели").
Именно это выдаёт, что за "двоичной" системой стояло нечто более глубокое, нежели просто придуманная и поддельная родословная.
Вернёмся, однако, к вопросу символики.
Символ "Три Лилии" известен ещё со времён Древнего Египета. Интересно, что арамейскими буквами (арамейский ("карфагенский", финикийский, ("торгово-морской", "филистимлянский") язык известен ещё и как "иврит") этот символ ещё в раннем Средневековье передавался в качестве кальки с французского (флёр де ли): “ פלור דה לי ”
Египетский иероглиф этого символа известен как "Древо Жизни" ("Я - растение, происходящее от Ну / Осириса") и представляет собой 3 лилии лотоса. "Ствол" ("стебель") этого дерева символизирует "колонну мира", центр Вселенной.
Таким образом, присутствие колонны среди гербов Сапег имеет ясное и простое объяснение (от этого, правда, не менее загадочное).
Египетский (древнеегипетский) иероглиф изображает три наклонённых влево стилизованных стебля, и наверху каждого из них цветок Лотоса, который в древнеегипетской мифологии и оккультизме символизировал Жизнь и Воскрешение (отсюда - три колонны Гедимина).
Наиболее распространён французский вариант этого символа, известный уже в X-XI веке. Откуда египетский (древнеегипетский) символ мог быть известен прото-франкоязычным доргоньцам (провансальцам), и есть ли вообще такая прямая связь между этим древним иероглифом - и французским символом: этого мы не узнаем.
По-французски как сам цветок, так и передающая его изображение символика, называются fleur-de-lys или fleur-de-lis (или во множественном числе - fleurs-de-lis), и произносится как /ˌ fləː(r) dəˈ li ː / во Франции, и как [ˌ fləː(r) dəˈ lɪs] в Квебеке, и переводится с французского как "цветок лилии".
В течение веков и даже тысячелетий этот символ совершенствовался и приобретал многозначность, и в настоящее время представляет собой стилизованное изображение бутона лилии, которое используется в качестве украшения и символа, имеющего множество значений в политической, генеалогической, династической, эмблемной, геральдической, художественной, оккультной, и других областях.
Стилизованная лилия как декоративный мотив повсеместно использовалась в Древнем Египте, как в архитектуре, так и в декоративно-прикладном искусстве. Почти то же самое можно сказать о бытовании лилии как символа в Вавилоне, Сирии и Ассирии, Персии и Карфагене.
Представляет ли такой символ Iris pseudacorus, Lilium Candidum семьи Liliacea : он как правило стилизован под треугольник, трезубец, стрелу-головку (иногда дважды перечёркнутую стрелу), топор с двумя лезвиями (двойной топор), голубку или голубя.
Дважды перечёркнутая стрела, голубка и другие символы на гербах Сапег: не что иное, как некая разновидность всё тех же "французских лилий-пик", т.е. символа-лилии.
Знак Лилии с шестью лепестками, стилизованной под шестиконечную звезду, восходит к Шумеру и Вавилону, и на арамейском языке ("иврите") называется "шошам", от "шеш" ("шесть").
В древней поэзии на одном из диалектов арамейского языка (сегодня называемом "древнееврейским") лилия как правило является символом чистоты и непорочности ("закрытости", "закупоренности").
В библейской "Песне Песней" образ лилии используется как символ с таким именно значением.
В архитектуре Первого Храма Соломонова, где практиковались кровавые жертвоприношения, символ лилии использовался как декоративно- архитектурный элемент, особенно частый в оформлении капителей колонн (Цари, 7:19).
В 8-м веке до н.э. лилия даже рассматривалась как символ Израиля. С эпохи Второго Храма стилизованная лилия становится весьма распространённой в прикладном искусстве Израиля, и декоративные мотивы лилии и шестилепестковой звезды становятся классическими символами той эпохи.
Кроме ближневосточных цивилизаций лилия как символ и мотив в архитектуре и декоративно-прикладном искусстве была распространена у этрусков, в Индии,в романской и готической средневековой архитектуре. Но шире всего изображение стилизованной лилии применялось правящим классом Римской империи - и для многих ассоциируется с Римом.
Широкое распространение этого символа в средневековой Европе связывают с королём франков Кловисом I, а точнее, с его крещением (Кловис был язычником, принявшим христианство в 493 году). От него стилизация лилии становится символом легендарной династии Меровингов, с которой связано больше тайн и загадок, чем с любой другой королевской династией в Европе. Меровинги же дали, как считает часть концептологов-историографов, начало Франции. И отсюда восприятие "пики-лилии" как французского символа. Связанный с Меровингами, этот символ становится эмблемой всего франкистского королевства. Королева Теодора (527 год) стала носить эту эмблему на своей короне.
Следует оговориться, что до 14 столетия более поздних традиционных гербов ещё не существовало. То, что мы понимаем под термином "герб" до 14 столетия - это особая накидка: её рыцари надевали поверх доспехов; на ней изображалась индивидуальная эмблема, с помощью которой рыцарь себя идентифицировал. Именно такая накидка стала прообразом более поздних гербов.
Так что, когда мы употребляем слово "герб" касательно второй половины первого тысячелетия н.э. или начала второго тысячелетия, мы, конечно, имеем в виду эмблемы, изображённые на щитах и рыцарских накидках, надевавшихся поверх доспехов, и др. Только после 1483 года король Эдмунд IV основал институт гербовых знаков.
Продолжение следует.