lady_dalet (lady_dalet) wrote,
lady_dalet
lady_dalet

Из жизни птиц.

Оригинал взят у yuliya212 в Из жизни птиц.
Глава 6. Нечистые духи (презрение).


(без названия)

Людей презрением напрасно ты порочишь,
Желая им того, чего себе не хочешь.
Алишер Навои.


Презрение, высокомерие, гордыня – это страх перед собственной незащищенностью и уязвимостью, вынуждающий человека искать защиты в отчужденности и критике окружающих, высокомерно-снисходительной манере общения и т.д.

Внешне, люди пораженные нечистым презрения, мнительны, самолюбивы, эгоистичны, самодовольны и напыщенны, а внутренне – робки, застенчивы, нерешительны, скованы и крайне неуверенны в себе. Однако в обществе они производят впечатление людей обеспеченных, представительных и даже одаренных. Чувство презрения проявляется у них в таких вещах, как принадлежность к привилегированным сословиям, превосходстве одной расы над другой, мужского начала над женским и все такое прочее. Одержимых нечистым презрения мы можем встретить в элитарных клубах, за рулем престижных автомобилей, в креслах бизнес класса поездов и самолетов, а также там, где большие деньги (фонды), породистые собаки, благородные титулы, престижные дипломы, высокая мода, чистокровные лошади и прочие атрибуты достатка и успеха.

Чувство презрения основано на завышенной самооценке, а люди, обусловленные им, с детства подвергались бесконечным сравнениям с завышенными стандартами. С годами самооценка росла и завышалась настолько, что стала позволять им судить других, прежде чем те начнут судить их самих, ведь они значительнее, а значит лучше других.

Обычно их взгляд обращен на кончик носа, а нос задран выше козырька фуражки, их голос и весь вид выражают легкое презрение и некоторую усталость от всего, что их окружает. Однако они могут выглядеть и прямо противоположно – робкими и застенчивыми, словно ищущими возможности незаметно от всех скрыться, раствориться в воздухе. Их живот обычно втянут, дыхание поверхностное и частое. В старые времена они имели моду на ношение корсетов, придающих им стройность и импозантность.

Однако внутренне они все равно боятся разоблачения, боятся потерять лицо, боятся, что другие проникнут за фасад их притворства и обнаружат, что на самом деле они лишь жалкие букашки, бесхребетные слизняки, ничтожные черви, не имеющие никакой ценности. И чем больший страх они испытывают перед возможностью разоблачения своего обмана, чем больше усилий они прилагают для того, чтобы этого не произошло, тем более одинокими они становятся и тем более остро переживают сомнения относительно ценности собственной личности.

Поражение нечистым происходит в детстве, когда ребенок улавливает в своем окружении атмосферу направленного на него критического отношения и чувствует, что его сравнивают с некими высокими стандартами, со старшими братьями или сестрами, например. Ощущая суррогатную природу проявляемой к нему любви, ребенок начинает восставать против собственной натуры, а его второе я – нечистый навевает ему свои мысли: «Я не хочу походить на это жалкое существо, которое все презирают, хочу стать тем, кем бы они восхищались, тогда они меня полюбят». Нечистый внушает ребенку убеждение в том, что такой, какой он есть, он плохой, и что он должен скрывать от окружающих то, какой он дрянной на самом деле.

В результате ребенок пытается выглядеть лучше, чем он есть, чтобы его не было за что критиковать, а когда им недовольны, то он притворяется, что критика его не задевает, что она ему безразлична.

А нечистый шепчет ему на ушко: «Сделай вид, что ты выше их, ведь ты же не какая-нибудь пустышка, ты совершенно особенный, просто они не видят, что ты самый лучший, потому что ты отличаешься от всех».

(без названия)

Далее ребенок облекается в доспехи высокомерия. Его отчужденность и замкнутость растут, он полагает, что если не подпустит к себе окружающих, то они никогда не разоблачат его недостатков. Он считает, что если никогда не будет выказывать своих слабостей, то прекратятся и насмешки над ним.

Так он начинает учиться скрывать свои чувства от других, и перед ним встает вопрос: каким ему быть? Он становится слишком настороженным и пытается узнать, какое именно производит на людей впечатление и производит ли его вообще. Для него очень важно понимание того, что именно в человеке нравится людям, чтобы начать вести себя именно так.

Поведение ребенка меняется и нечистый шепчет ему: «Они следят за тобой. Чтобы получить их высокую оценку ты должен быть на шаг впереди них. Тебе нужно подмечать свои ошибки первым. Тебе следует всегда контролировать свои слова и поступки».

Ребенок постоянно чувствует на себе внимание взрослых, он ощущает пристальное наблюдение за собой буквально со всех сторон - снаружи и изнутри. В экстремальных ситуациях может развиться даже паранойя. Это ощущение нахождения под неусыпным надзором становится для ребенка невыносимым, он стремится укрыться от него и становится чрезвычайно стеснительным. Он ощущает неловкость и смущение, и в результате приходит в замешательство по малейшему поводу и без повода.
Позднее он автоматически полагает, что окружающие только и заняты тем, что следят за тем, что он делает, куда идет, как выглядит. Это порождает у ребенка ложное чувство собственной значимости. И при всем при том, если ребенок остается незамеченным окружающими, то он чувствует себя потерянными и опустошенным, поскольку его представление о собственной значительности порождается ощущением пристального внимания посторонних. Вот он и ведет себя так, чтобы привлечь к себе внимание и затем притвориться, будто этого не замечает.

Повзрослев, эти люди могут увешивать себя драгоценностями, роскошно одеваться, выписывать виражи на шикарных машинах и при этом усиленно делать вид, будто не замечают того, что кто-то обратил на них внимание. Они могут одаривать многообещающими взглядами, но лишь затем, чтобы нацепить на себя маску высокомерия, едва лишь человек к ним приблизится. Это приносит им репутацию бессердечных снежных королев или сердцеедов. Так они спасаются от того, от чего им действительно больше всего хочется укрыться - от осуждения и критических замечаний.

Парадокс характера подобных людей заключается в том, что втайне они очень хотят, чтобы их заметили и полюбили. Они испытывают страх перед возможностью вынесения на их счет негативной оценки, но в еще большей степени опасаются быть отвергнутыми и ненужными. Они живут в постоянном напряжении, связанном со стремлением остаться незамеченными и в то же время страстно желая, чтобы на них обратили внимание. И в том, и в другом случае они испытывают мучительные страдания и множество раз в течение жизни едва не умирают от страха, раздираемые этими противоречивыми желаниями.

(без названия)

Этот процесс очень примечателен в ранние годы развития подростка, ни при каких обстоятельствах не желающего находиться под наблюдением родителей. На определенном этапе развития обострение подобных ощущений переживает каждый подросток, но большинство из них, вырастая, благополучно оставляют его позади – однако лишь те, кому удалось избавиться от удушающих объятий нечистого презрения.
Кому это не удалось, заболевают обостренным чувством самокритичности. Подросток так думает про себя: «Если я замечу за собой нечто такое, что может вызвать критику со стороны окружающих, я тут же без всяких сожалений откритикую себя сам». Он приучает себя заранее держаться в определенных рамках, чтобы посторонним не за что было его порицать. Подобное поведение известно как уподобление себя своему агрессору. Ребенок полагает, что если пристыдит себя сам, то сумеет избежать более страшного – позора перед лицом окружающих, что он будет казаться им безупречным.

В результате ребенок учится не останавливаться ни перед чем для того, чтобы быть лучше остальных. Он настолько преуспевает в самокритике, что полагает, что может теперь подвергать критике и всех остальных, он прямо чувствует, что они хотят этого. Нечистый шепчет ему на ушко: «Ты добился больших результатов, ты сделал себя даже лучше, чем мог, ты просто безупречен, остальные не настолько хороши, ты лучше их, они просто этого не знают, но скоро они в этом убедятся. Придет день, и ты станешь очень уважаемым и почитаемым всеми человеком, а они – никто и звать их – никак, они еще пожалеют о том, что порицали тебя. Они будут чувствовать себя настоящими дебилами и станут бахвалиться перед своими друзьями, что были знакомы со столь известным человеком, как ты, но ты будешь проходить мимо, словно их и не существует. Это будет уроком, как им следовало учтиво обходиться с тобой».

Нечистый внушает подростку убеждение в том, что он лучше любого, кто может взяться его судить, что теперь он сам может выносить приговор любому!
Проблема людей, одержимых нечистым презрения заключается в том, что в глубине души они на самом деле не верят чудовищу, убеждающему их том, что они будто бы лучше, чем все остальные. Им бы очень хотелось поверить его словам, но в моменты просветления они понимают, что нечистый лукавит, ведь они так и продолжают глубоко внутри испытывать чувство неуверенности в себе. Временами они даже чувствуют, как теряют собственное лицо. Участвуя в обмане окружающих (в прямом их надувательстве), они всегда обеспокоены тем, чтобы их решения и их поступки оказывались на должном уровне и ложь бы не раскрылась. Они крепко опасаются того, чтобы посторонние не проникли за фасад их притворства и не обнаружили, что на самом деле они всего лишь жалкие умишки, никчемные слизняки, ничтожные черви, не имеющие никакой ценности, что по сравнению с ними даже амеба осмысленнее и имеет большее значение.

Больше всего нечистый презрения опасается полного игнорирования со стороны окружающих и, тем не менее, чем больший страх он внушает людям перед возможностью разоблачения их обмана и чем большие усилия прилагают они, чтобы этого не произошло, тем более одинокими они становятся и тут-то нечистый презрения таки одерживает над ними победу.

(без названия)

Одолеть нечистого презрения непросто. Не удивляйтесь, если в этом месте вас начнет клонить в сон от скуки, захочется переключиться и поискать себе в интернете что-нибудь более интересное.

Почему?

Да, потому что нечистый презрения очень заинтересован в том, чтобы остаться в живых. Он вовсе не собирается тут же поднять лапки и сдаться без боя. В его арсенале найдется немало уловок для того, чтобы отвлечь внимание человека в сторону и сбить с пути истинного. Один из его излюбленных приемов состоит в том, чтобы навести на человека меланхолию – уныние, тоску и скуку, чтобы переключить его внимание на нечто более интересное и увлекательное, но менее для него важное.

Так исподволь он навевает на человека сонливость и вызывает в нем интерес к другим вещам, порождает в уме опасения в том, что тот только понапрасну потеряет время на борьбу с самим собой. Он уверяет человека, что тот прекрасно проживет и без всего этого, а также внушает ему убеждение в том, что и в презрении к окружающим есть множество положительных моментов, чрезвычайно важных для существования современной жизни и что отказываться от них себе дороже.

Арсенал нечистого богат и победа над ним требует несколько больших усилий, нежели просто самодисциплина и следование определенным правилам.

Для начала следует отделить мух от котлет и осознать, что человек и нечистый – это не одно и то же, что это лишь паразит, который уживается вместе с человеком. Подобное понимание помогает создать дистанцию для того, чтобы взглянуть на него как бы со стороны.

Затем следует задаться вопросом: «Кто я без всей этой бесконечной, никому ненужной критики, излишней робости, этого бесполезного самокопания, оторванности от окружающих и надутой напыщенности?»

Человеку очень важно вспомнить себя! Вспомнить себя в то время, когда он был свободным и открытым для мира, когда у него было много друзей, которым он полностью доверял, вспомнить свои эмоции, чувства, мысли, которые текли легко и свободно. Ведь именно такова истинная сущность человека и вся эта боль, и страдания ему вовсе ни к чему.

Однако в силу своего характера нечистый презрения не желает, чтобы пораженный им человек признавал свое плачевное состояние, ведь это так унизительно. Для него важно, чтобы тот всемерно демонстрировал окружающим, что у него все в порядке, что он не нуждаетесь ни в чьей помощи, а тем более дружбе. Дистанцироваться от нечистого и признаться себе в этом для человека очень трудно.

Почему?

Потому что частью осознания собственного одиночества является признание наличия в своей душе изолированного маленького ребенка, который наглухо отгородился от невыносимой боли, обрушивающейся на него темными волнами, и который продолжает вести жизнь добровольно замуровавшего себя в темнице узника. Последствия подобной изоляции проявляются в снижении жизненных сил (энергопотенциала), ощущении потерянности, депрессии, оторванности от людей. Эта потерянная часть хочет вернуться обратно в жизнь, дышать полной грудью, радоваться, дружить, общаться…

Гипноз, терапия, ежедневная работа над собой могут реанимировать эту часть и вернуть человека к полноценной жизни.

Работа над собой начинается с понимания того, что не следует стесняться своего несовершенства (кто без греха, пусть первый бросит камень). Но признание своего несовершенства не делается впопыхах, ведь нечистый легко меняет акценты с презрения на уныние. Некоторые, в прошлом очень значительные люди, сегодня пробираются шаркающей походкой от одного мусорного контейнера к другому в поисках стеклотары. Их никто не уважает, но глубоко в душе они по прежнему презирают всех и вся.

(без названия)

Открытие собственного несовершенства - это процесс, требующий постепенности, последовательности и большой выдержки. Лучше обратиться за помощью к товарищу или родственнику, которому можно довериться, если еще остались такие люди в окружении, а если нет, то лучше прибегнуть к услугам профессионального психолога или психотерапевта и постепенно приоткрываться этому человеку.

Если в процессе работы над собой, ощущается прилив стыда, значит действие слишком поспешно. Скорость подобного опыта определяется только ощущением комфортного состояния. Это чувство облегчения является показателем обуздания нечистого. Чудовище будет пытаться настроить человека скептически по отношению к этому доброму чувству, однако, правда состоит в том, что светлое чувство облегчения исходит только от истинной сущности человека, от его сокровенного я и ниоткуда больше.

Научившись переживать эти маленькие инсайты с близкими людьми, следует постепенно расширять свой круг общения. Откровения с незнакомыми людьми могут вызывать поначалу приступы дикого страха, но окружающие будут воспринимать их как нечто совершенно нормальное и само собой разумеющееся. В этом нет ничего странного! Все дело в том, что, например, чувство симпатии к человеку скрыть почти невозможно, как и наоборот. Тело каждого человека испускает некие эманации и улавливает ответные, которые зачастую говорят сами за себя лучше всяких слов. Куда от них скроешься?

С приобретением опыта самораскрытия, человек с немалой долей огорчения обнаруживает, что был не настолько уж и хорош, маскируя свою ранимость и чувствительность, под неприступность и безразличие, что окружающие легко распознавали под надетой маской отчуждения его истинную природу и были по-настоящему добры к нему. Постепенно он убеждается в том, что мир вовсе не настроен к нему так же критично, как он сам. Он удостоверяется в том, что прекрасно можете без тех тяжелых доспехов, которые так долго на себе таскал.

И еще один момент. Когда на человека оказывает воздействие нечистый презрения, то он начинает испытывать тягу к пристальному изучению окружающих его людей в поисках ответа на вопрос, а чего они собственно от него хотят? Он становится необычайно чувствительным к малейшим проявлениям критики в свой адрес, к любому намеку на осуждение, он считает, будто бы каждый человек в мире выносит о нем свое суждение и осуждение, ему кажется, что окружающие видят его совсем не безупречным.

Однако люди по большей части заняты сами собой и своими делами, им вовсе не досуг тратить свое время и энергию на вынесение кому-то своего суждения и осуждения. Если они этим и занимаются, то это скорее сводки из последних новостей.

Открытие для себя подобной истины сродни вкушению горького плода, поскольку означает, что отдельно взятый человек не имеете столь важного значения в этом мире. Однако подобное понимание способно принести и облегчение. Человеку вдруг становиться доступно понимание того, что, например, помимо его матери или старшей сестры далеко не каждый человек из его окружения, заставляет его почувствовать себя столь жалким и несчастным в первые двадцать лет его жизни. Никто больше не посвящает свою собственную жизнь тому, чтобы причинять ему неприятности.

Как только человеку удается это осознать, так у него тут же появляется интерес к другим людям. Он вдруг начинает замечать множество удивительных вещей связанных с ними и получает возможность расспрашивать человека о нем самом, о его заботах и чаяниях, не дожидаясь того, пока тот сам не обратится к нему и не станет делиться тем, что его волнует.

Человек вдруг ясно видит, что окружающие не менее его ранимы и чувствительны, что они также нуждаются во внешнем одобрении и поддержке. Общаясь с людьми, человек понимает, что они хотят узнать от него, что-то важное для себя, а также то, что их больше интересует получаемая от него информация, нежели его задранный нос или рыжие веснушки на нем. Он может на себе испытать, что значит служить людям. И обратив на них свое внимание, он вдруг замечает, что вокруг него, в сущности, славные ребята, достойные дружбы и уважения мужчины и женщины, что они так же нуждаются в его поддержке, как и он в их.

Однако это легче сказать, чем сделать. Для этого человеку необходимо услышать в своем сердце голос потерявшегося ребенка, уже долгое время находящегося в заточении в самом темном закоулке его души. Он спрятался там от окружающих, не веря в их любовь к нему, отгородился от этого жестокого и пугающего мира. Но он по-прежнему ждет проявления к нему доброты и сострадания. Он нуждается в признании. Однако он не доверяет самому человеку, видя, как тот идет на поводу у нечистого. Он не желает разговаривать с ним. И первый шаг человека на пути к принятию самого себя состоит в обращении к опытному терапевту или консультанту, действующему на уровне развития взрослого человека. (Кто такой взрослый смотреть здесь - «Из жизни птиц» гл. 5, Стадии жизни, https://yadi.sk/d/IDCP_1wj3AmpCg?force_show=1). Конечно же, этот специалист должен быть знаком с трансактным анализом Эрика Берна, тогда он сумеет установить контакт с ребенком живущем в человеке, найти с ним общий язык и вызволить его из темницы бессознательного.

(без названия)

Понятно, что в это время нечистый презрения будет вести беспощадную войну и с психотерапевтом, и с истинной сущностью человека. Если терапевт опытен, то он не поддастся на происки нечистого. Уловки, которыми пользуется нечистый, терапевт квалифицирует как «внутреннее противодействие терапевтическому процессу». А желание человека стать лучшим пациентом, снискать одобрение терапевта или особое к себе отношение также являются происками нечистого. Раздражение, проявляющееся в ответ на какое-либо замечание или указание терапевта, тоже являются результатом работы нечистого духа. Раздражение, гнев, ярость в адрес терапевта, являются лишь проекцией осуждения самого себя на окружающих.

Для того кто попал в цепкие лапы нечистого презрения, очень важно избавиться от терзаний за сопротивление терапии, за испытываемые огорчения, за смущение. Следует призвать на помощь все свое чувство юмора, суметь осознать, что испытываемые терзания – это следствия происков нечистого презрения.

Когда человек постепенно приоткрывается перед окружающими и ищет, чем сам может быть им полезен, а не что с них взять, то он автоматически перестает подвергать осуждению и себя самого. А поскольку он меньше осуждает сам себя, то соответственно меньше судит и других. Чем меньше он осуждает окружающих, тем большей теплотой они ему отвечают. Человек получает то, о чем мечтал всю свою жизнь, его начинают любить не за что-то, а за то какой он есть. Его перестают подвергать сравнениям, но если подобное и происходит, то для человека это уже не имеет решающего значения. Так, мелкий укол и все! Собаки лают – караван идет. У человека появляется уверенность в себе и в результате он чувствует себя в большей безопасности. Для него наконец-то открывается возможность влиться в настоящую жизнь, стать равным среди равных в этой увлекательной игре.

Когда человек вливается в сообщество окружающих его людей, он приобретает их уважение. Уважение – это чувство противоположное презрению. И хотя человек тратит много лет на признание своей ценности в результате упорного труда, признание не приходит, пока он не научится уважать окружающих и принимать их такими, какие они есть. Снять шляпу и поклониться вовсе не означает преуменьшения собственного достоинства. Оказывая уважение другим, человек тем самым добивается их уважения к себе, а презирая окружающих, он будет презираем сам, закон бумеранга: как ты к миру, так и мир к тебе.

Приобретение навыков быть равным среди равных, одинаково ровно вести себя с сильными мира сего и с теми, чей социальный статус не так высок - это долгий и трудный путь. Победа над нечистым презрения означает отказ от желания быть особенным, более значительным и лучшим, чем другие. Это означает отказ от превосходства, чванства, напыщенности, самовосхваления, от превознесения мужского начала и принижения женского, отказ от бахвальства и высокомерно-снисходительного отношения к окружающим. Это отказ от всех тех жалких уловок, которые затушевывают и затеняют истинное «я» человека, и в то же самое время - это отказ от отчужденности, холодности, стеснительности, скрытности, безучастности, от всего того, чем человек пытался отгородиться от окружающих. Нет ничего дурного в том, что кто-то заметит застенчивость, робость или стыдливость в человеке, нельзя лишь позволять им становиться основной манерой поведения, вот и все!

(без названия)

И в заключении.

Когда нечистый презрения одерживает власть над человеком, то он приносит с собой боль и страдания. Своей безупречной концентрацией и самодисциплиной человек способен изгнать нечистого, а на освободившееся место незамедлительно заступит "воин духа" – преображенный человек, для которого преданность, благодарность, отвага, бескорыстие, уважение – это не пустой звук, а способ существования в мире.

Воин духа способен испытывать сострадание к тем, кто попался в цепкие лапы нечистых, в крепко удерживающие ловушки лукавых. Он как никто другой понимает, в каких потаенных уголках души человека таится неприятель, и кто как не он, сумеет оказать помощь тем, кого еще терзают когти чудовища.

Он уже не поддается на хитроумные уловки лукавого, он знает, что за фасадом презрения, отчужденности и личного превосходства в каждом из этих людей скрывается глубоко одинокий, робкий и легкоранимый ребенок, тяжело переживающий сомнения относительно ценности собственной личности.

Он способен напомнить всем тем, кто еще не справился с нечистыми, кем они в действительности являются по своей природе: честными и добрыми людьми, не хуже и не лучше всех тех, кто бок о бок идет рядом с ними по жизни.

На этой оптимистичной ноте я хочу закончить свое повествование.
Всем удачи и до новых встреч!
Tags: магия, человек и мир
Subscribe

  • Наверное, Пятница сместилась 😊

    «В траве сидёл компьютер, зелёненький он был! И всё он перепутал, и всё перезабыл!» Носов и Незнайка Смотрела слово ГЛОБАЛИЗАЦИЯ на…

  • 🎶🍂👍

    В пятницу

  • 🍂🍁 🎶

    «Если ты плачешь, то не от того, что слаб, а от того, что слишком долго был сильным.»

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments