lady_dalet (lady_dalet) wrote,
lady_dalet
lady_dalet

Categories:

Солярис - Брейгель - Бах - 6. Мост.

В фильме Тарковского "Солярис" обратила внимание на имена героев ХАРИ и КРИС. Он - живой, она - его воображение, а возможно и отражение...отражение двух миров.

Она рассматривает картину Брейгеля "Охотники на снегу". Главной темой этой картины может быть возвращение домой. Концовка фильма - Крис возвращается на землю, домой. Но где он этот дом на самом деле? О каком возвращении могла бы идти речь?

Прочитав статью о значении символов на знамени Рериха, я заглянула в город Брюгге, который переводится - МОСТ. Между двумя мирами?

Жителем этого города был художник из той же самой гильдии, в которой находился, кто бы вы думали? Bерно! Брейгель! Хм... И что? Его зовут Иоанн делла Страда.

Меня в начале заинтересовали буквы на гербе города. Они почти такие же как на флаге Священной Римской Империи. Что они обозначают на самом деле?

Senatus Populusque Romanus eigentlich Der (römische) Senat und die Gesamtheit der römischen Stände.

В эпоху Возрождения монограмма была переиначена другими городами: SPQV — Венеция и SPQB — Брюссель. Также встречаются: SPQS — в Сиене, SPQO — в Оломоуце.




Ян ван дер Страт, также Джованни Страдано, Страда и Страданус (нид. Jan van der Straet, итал. Giovanni Stradano, лат. Stradanus, род. 1523 г. Брюгге — ум. 11 февраля 1605 г. Флоренция) — фламандский и итальянский художник эпохи маньеризма.

Брейгель и делла Страда почти одногодки. Младшего сына Брейгеля звали тоже Ян. Брейгель жил в Брюсселе.

Ян ван дер Страт изучал живопись в художественной мастерской своего отца, и позднее — у Питера Артсена в Антверпене. В 1545 году он вступает в нидерландскую гильдию художников св. Луки. В 1550 году Ян ван дер Страт приезжает во Флоренцию, где работает у Джорджио Вазари и герцогов Медичи.

Вместе с Франческо Сальвиати художник декорирует римский дворец Бельведер близ Ватикана. После возвращения во Флоренцию украшает росписями Палаццо Веккио и виллу Поджио-а-Кайано. Для галереи герцога Франческо I в Палаццо Веккио Ян ван дер Страт пишет два полотна, в том числе свою известную картину «Лаборатория алхимика» (1570). Был иллюстратором Божественной комедии Данте.

Кстати, Ян делла Страда похож на Рериха, не находите?




В поисках дополнительной инфы о Яне вышла вот на эту статью.

"В одном своем довольно известном произведении священник Павел Флоренский (1882–1937) предложил неожиданную и оригинальную трактовку путешествия Данте по загробному миру. Как известно, Данте (Dante Alighieri, 1265–1321) описал в «Божественной комедии» сначала спуск в Ад, а потом постепенный подъем от самой середины ада через Чистилище к высшим сферам Рая, к Эмпирею. Именно там, у самого божественного престола, произошла желанная встреча с Беатриче. Но зачем же было нужно столь долгое путешествие?


В книге «Мнимости в геометрии», вышедшей в 1921 году, Флоренский утверждает, что у всякой геометрической поверхности есть свой мнимый двойник.
.
В случае обычной плоскости, этот двойник — просто ее изнаночная сторона. В случае реального земного мира, двойник с мнимыми координатами образует загробный мир. .
.
Данте спускался по подземной воронке Ада до самого расположенного у его дна «властителя тьмы», Люцифера, и близ его чресл пересек «невидимую грань», после чего его голова оказалась там, «где раньше были ноги». Так, он вывернулся наизнанку, для него правое стало левым, а сам он смог путешествовать по той стороне мира, где мнимые координаты.

Превращения, связанные с отражениями, присутствуют, по мнению известного математика, члена-корреспондента РАН Алексея Николаевича Паршина, более или менее в любом фольклоре.
.
Когда Иван-царевич, ударяясь оземь, превращается в серого волка, происходит примерно то же самое: он выворачивается наизнанку, меняя свою сущность.
.
Вполне вероятно, что за этими странностями, связанными с превращениями при отражении, стоит довольно давнее понимание человека, что он сам совсем не тождественен своему отражению в зеркале.
.
Все черты лица и особенности физиологического устройства у того, кто по ту сторону, вроде бы и такие же, и все же иные, и даже сердце не с той стороны!

Весьма образно та же тема была разыграна Георгием Гамовым (George Gamow, 1904–1968) и Мартинасом Ичасом (Martynas Yčas) в их научно-популярной книге «Мистер Томпкинс внутри самого себя» (Mr. Tompkins Inside Himself, 1967).
.
Герою книги — интересующемуся наукой банковскому служащему мистеру Томпкинсу — снится сон о том, как его сын, молодой математик Уилфред Томпкинс находит в дельте Амазонки «трехмерную воронку Мёбиуса». Там с ним происходит примерно то же, что и с Данте в центре мира: он выворачивается наизнанку. Только мистера Томпкинса интересует не загробный мир, а пространственные структуры его организма.

Превратившись в свое зеркальное отражение, организм Уилфреда утратил способность перерабатывать белки — ведь его аминокислоты стали теперь «правыми», а белки в обычной земной пище состояли, естественно, из «левых» аминокислот. Ему оставалось питаться водкой и, к примеру, сыром. Как он считал, спасти его жизнь могло только возвращение к воронке Мёбиуса.
Но сопровождавший его в путешествии проводник погиб (по-видимому, его организм тоже пострадал в результате обхода воронки), и положение представлялось ему безвыходным. На этом месте своего исполненного драматизма сна мистер Томпсон проснулся и увидел своего сына живым и невредимым.
.
Неинвариантность человеческого тела относительно отражений стала тем более удивительна, когда выяснилось, что молекулы ДНК в любом живом организме закручены в одну и ту же сторону. И еще спустя некоторое время обнаружилось, что и вся наша Вселенная, если бы могла посмотреть на себя в зеркало, то, вероятно, себя бы и не узнала.
.
При отражении все ее частицы становятся античастицами, а частицы и античастицы в нашем мире ведут себя немного по-разному.
.
Сейчас для такой двойственности придумано подходящее слово — хиральность (или киральность), от греческого χειρ, рука, поскольку самый простой способ обнаружить различие правого и левого — это попытаться надеть левую перчатку на правую руку...

В результате сделанного Пастером открытия проблема происхождения жизни вышла на молекулярный уровень. Необходимо было понять, по какой причине появившиеся на Земле живые организмы оказались связанными только с одним из двух абсолютно равнозначных способов взаимного расположения атомов в пространстве. На этот вопрос — о причине хиральности живой материи — естествознание ищет ответа уже более столетия."


Продолжение тут

Помните имя отражения героя фильма "Солярис"?
.



ХАРИ и ХИРАльность

Хиральность (киральность) (англ. chirality, от др.-греч. χειρ — «рука») — отсутствие симметрии относительно правой и левой стороны. Например, если отражение объекта в идеальном плоском зеркале отличается от самого объекта, то объекту присуща хиральность.

Понимаете, почему Тарковский использовал картину Брейгеля "Охотники на снегу" в своем фильме "Зеркало"?

Два мира. Мост.



Tags: Бах, Брейгель, Рерих
Subscribe

Posts from This Journal “Бах” Tag

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 4 comments