Пробуждение богов (lady_dalet) wrote,
Пробуждение богов
lady_dalet

Category:

Эффект Мендельсона или снова Бах.

Оригинал взят у radmirkilmatov в Эффект Мендельсона
Основные произведения Иоганна Себастьяна Баха - возможно, были написаны в середине 19-го века другим известным композитором - Феликсом Мендельсоном. Но когда за имя "Баха" платят больше, чем за имя "Мендельсона" - выбора не было
ни у продавца,
ниу "экспертов",
ни у покупателя...

... Внук крупнейшей фигуры еврейского возрождения 18-го века философа Мозеса и сын банкира Авраама – Феликс Мендельсон (1809-1847) никогда не страдал от недостатка внимания к своему имени. В 10 лет он гастролировал по Европе как юный гений, а в 30 лет он был крупнейшим музыкальным авторитетом и был известен, как превосходный скрипач и композитор.

До тридцати лет Мендельсон писал чудесную музыку, а после – стал крупнейшим исследователем творчества Баха и сочинять, как бы, перестал.

Современники откровенно посмеивались над Мендельсоном, утверждая, что «за Баха больше платят, чем за Мендельсона». Однако сомнения в авторстве Баха исчезли уже на следующем поколении критиков. Сейчас именно Мендельсону принадлежит слава открытия Страстей по Матфею, Иоанну, Брандербургского Концерта.

12 нот (7 белых и 5 черных) в музыкальной тональности - передают основные эмоциональные состояния - так же как 12 знаков Китайского календаря и 12 знаков Зодиака. Существуют подсознательные зависимости, между тональностью любой мелодии и ее эмоциональным восприятием. Ференц Лист использовал на своих концертах этотприем: показывая особенности транспонирования простых мелодий - со сменой "интонаций и нюансов".

Другие музыкальные исполнители конца 19-го века тоже показывали на выступлениях – изменение эмоционального восприятия мелодии при ее переносе в другую тональность.

Музыкальные авторитеты подтвердят широко развитую в середине 19-го века технику транспонирования, когда профессиональный переписчик мог за минуту переложить мелодию в другую тональность. А до того... Техника четырех-пяти диезов и бемолей – это «школа» середины 19-го века. В простые времена Баха сочиняли (и исполняли!) объективно проще. И только по этому критерию значительную часть произведений "Баха" - стоило бы признать "не Бахом"

Вскрывая следы возможной «аферы», австралиец (а есть такой грешок за автором) подсознательно цепляется за созидательную мотивацию и исключает злой умысел. А рассказывая про Мендельсона нельзя не отметить то, что отличает наши суждения от мыслей его современников.

Почему Мендельсон подписывал свои произведения чужим именем – там, где наш сегодняшний современник ставит свое?

Во-первых - да, если за Баха платили больше, чем за Мендельсона, то выбора не было совсем. И продавец и покупатель и эксперт - будут совершенно искренне завышать стоимость своего владения. сделки... Обычно независимый суд потому и не принимает в свидетели показания "заинтересованных свидетелей"... но в 19-м веке такого независимого эксперта/ свидетеля/ суда еще не было.

Во-вторых, из-за значения Баха и Мендельсона для музыкальной культуре. Настоящей культуре необходима история, герои и традиции. Подвижники подсознательно всегда создают эту историю своим трудом. И больше всего историю сочиняют сами историки.

А для "баха" надо было совсем не много. "Bach" - по немецки означает "книга". (Такой могла быть надпись на любой связке нот).

(lady_dalet: Бах-Bach переводится с немецкого как источник, ключ, фонтан, ручей. В данном случай автор изменил гласную.)


Позднее ненавидевший Мендельсона и боготворивший Баха великий композитор (но еще и самобытный литератор!) Рихард Вагнер (1913-1883) сделал невозможным трезвый объективный анализ границы между двумя Гениями. Вангнер боготворил арийскую музыку Баха и ненавидел еврейскую музыку мендельсона. Во втором (в арийском) своем «призвании» Мендельсон оказался нужнее, и сделал больше.

Эффект Мендельсона: Жизнь сводится к тому, что Художник иногда становится тупо - Инструментом. Историк часто становится не независимым свидетелем, а сам создает культуру, собственную историю, свою линию...

Принцип Оккама объясняет: культуру (да и историю) создает «коллективное бессознательное», иногда «Божий умысел». Ну и глупость, жадность и лень всегда могут объяснить любую проблему лучше любой другой самой красивой Теории.

Tags: Бах
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments