Пробуждение богов (lady_dalet) wrote,
Пробуждение богов
lady_dalet

Categories:

Нынешний кризис брака связан именно с дефицитом мифа.

Оригинал взят у arhetip_v в Что после свадьбы: Одиссей и Лягушка, Иван и Пенелопа

Вот есть такая жалоба народная, что, мол, сказки у нас заканчиваются свадьбой, а что после - миф молчит. Нетути модели архетипической, чего с женой-то делать, как с мужем быть? Я не раз слышала от клиентов, что добиться внимания партнера у них получается, и замуж даже берут, и выйти за них соглашаются, но после этого наступает морок: на месте представления о совместной жизни у людей пустота, провал. Как будто все закончилось. Как будто попали в неизведанное пространство, в царство тридесятое, в покои Цирцеи, в мир без шаблона, без подсказочки.

Но есть у нас сказки про "после", есть. Давайте рассмотрим гомеровскую "Одиссею" и "Царевну-лягушку". Очень уж они, на мой взгляд, похожи. Я вполне могу себе представить, как Одиссей женится на Василисе Премудрой в образе лягухи, а Пенелопа 20 лет ждет любимого Ивана.

Что в них общего? И там, и там, есть брак, основанный на выборе, есть строительство своего мира, своего царства, то есть, своей семьи. Есть момент, когда случается нечто и муж вынужден отправиться в путешествие, а жена - терпеливо ждать, хоть у себя в царстве, хоть у Кощея в чертогах. В итоге муж завершает свой героический поход, жена дожидается. Итог: новая Встреча и любовь - гораздо более зрелая и полная, чем вначале.

Известно, что путешествие, связанное с испытаниями и возвращением, в сказках символизирует собой инициацию. То есть, некую траснформацию, ведущую к следующему уровню зрелости и, соответственно, к более высокому статусу. В древних сообществах, чтобы стать взрослым и иметь право вступить в брак, необходимо было пройти юношескую инициацию. Эта инициация и описана во многих волшебных сказках (Морозко, Крошечка-Хаврошечка, Конек-Горбунок и т.д.), и завершается она свадьбой. И хочется вздохнуть облегченно, ан нет - судя по Одиссее и Царевне-Лягушке, далее предстоит следующий переход. Как говорится, на том свете отдохнем.
У мужчин инициация традиционно более активная, деятельная, у женщин - более пассивная, связанная с терпением, ожиданием и целомудренностью.


Одиссей берет с Пенелопы обещание выйти замуж в случае его смерти

Главное тут - понять, что никто никуда не ходил, ни за какие моря, ни в какое царство. Путешествия Одиссея и Ивана - внутренние события. Миф вообще - это приключение во внутреннем мире. Ваш муж, неотлучно живущий с вами, тоже дерется в Троянской войне, тоже соблазняем Цирцеей и гоним Посейдоном. Он тоже встречает зайцев и уток и ищет Кощееву иглу, что, на мой взгляд, символизирует принятие своей смертности, равнозначное истинной взрослости. Ваша жена, продолжая варить нескончаемый борщ, проявляет чудеса терпения и любви, отбивается от женихов, претендующих на ваше царство и что-то там решает в отношениях с Бессмертным. Это происходит с нами, с нами со всеми. Но кто-то преодолевает трудности и воссоединяется гораздо более прочной связью, как герои мифов, а кто-то сбегает, потому что ожидания от брака были кардинально другими. Нынешний кризис брака, на мой взгляд, связан именно с дефицитом мифа.

Изначальный выбор партнеров в подобных мифах часто связан не с неземной любовью, он происходит, скорее, интуитивно, и часто по инициативе женщины. Лягушка сама требует взять ее в жены, когда стрела иванового взгляда падает на нее. Мужчину просто тянет к женщине, а женщина делает выбор. Это важный момент: многие девушки избегают иницативы в отношениях, инфантильно ждут, когда мужчина сам все решит. Но таким образом, они отказываются от своей ответственности в браке. Я знаю несколько трудных, но счастливых историй, когда женщины, выбрав мужчину сердцем, добивались его расположения и брака с ним годами. Добивались не мужским способом, а женским. Просто какой-то внутренний голос говорил им, что это - Он, и другие мужчины не могут его заменить. Они не просто встречали и выбирали мужчину, они его Узнавали, как будто уже знали его до встречи, как будто уже встречались в прошлых жизнях. Они чувствовали незримую связь с этим мужчиной и это позволяло преодолевать все трудности на пути.



Встреча Василисы и Ивана: женская инициатива

После заключения брака и короткого медового месяца что-то происходит и мужчина вынужден отправиться в путь. Одиссей после Троянской войны плывет на корабле с одной целью - вернуться к Пенелопе и сыну Телемаку, но судьба то и дело заносит его в обиталища богов и чудовищ. В юнгианской психологии есть идея, что любой невротический симптом - это зов определенного архетипа или божества. Для исцеления необходимо почтить его вниманием, "погостить" у него, познакомиться с ним, глядя в лицо реальности и только тогда покинуть его. Циклоп, Цирцея, Сцилла и Харибда - это симптомы и комплексы Одиссея, стоящие на пути его зрелой связи с Пенелопой. Их нельзя миновать, с ними надо встретиться. Животные и волшебные помощники, встречающиеся на пути в путешествии Ивана к Василисе - те же божества, Иван проходит тот же путь, что и Одиссей.

Я сейчас не буду подробно останавливаться на символическом значении отцовских фигур Кощея и Посейдона, с которыми борются герои-мужчины, на том факте, что во время  путешествия Одиссея его мать, состоящая в сложных отношениях с Пенелопой, умирает и герой прощается с ней в Аиде - все это очень важные этапы внутренней работы с родительскими фигурами. Главное для меня сейчас - показать, что как раз после заключения брака и начинаются самые серьезные испытания.

Пенелопа и Василиса в это время ждут и сохраняют любовь. Они верят в своего избранника, и эта вера - их путеводная нить. Пенелопа отказывает другим женихам, она сохраняет мир, построенный Одиссеем, несмотря даже на обещание мужу выйти замуж повторно в случае его смерти. Единственная надежда Василисы - Иван, ей не остается ничего другого, кроме как терпеливо ждать его. Тут важно подчеркнуть, что она ждет не с моря погоды - перед тем она четко и ясно указала мужу, где именно она его ждет, почему она туда попала, и что надо сделать для ее вызволения. Это, опять же, женская инициатива, женская ответственность, помощь мужу на пути к себе же. Они сотрудничают, а не борются.


Пенелопа и женихи


В своем путешествии Одиссей спит с другими женщинами, поддавшись соблазну и року. Но заметьте, при встрече Пенелопа даже не спрашивает об этом. Эти измены настолько незначительный факт по сравнению с их воссоединением, что и говорить о нем не стоит. Я тут не призываю прощать измены, возможно, речь идет о внутренних соитиях - фантазиях мужа о других женщинах. И это тоже проверка: никакие прекрасныве и доступные богини не в состоянии заменить Одиссею Пенелопы, он остается верным своему выбору. Женщина никогда не узнает, верен ли своему выбору ее муж, если она будет сторожить его и прятать от других красоток. Ведь ценна не сама моногамия, ценен добровольный выбор мужа.


Калипсо соблазняет Одиссея

И вот, если муж достойно прошел свои испытания, а у жены хватило сил дождаться его из опасного внутреннего путешествия, они воссоединяются совсем другой связью. "За 20 лет я изменилась" - говорит Пенелопа мужу, но для него она, 40-летняя, все все так же прекрасна. "Ты - моя жизнь" - говорит он ей. Василиса возвращается домой, теперь не только она знает, что Иван - Именно Тот, но и сам Иван знает это.

Вот и выходит, что брак - не конец пути, а его начало. Семья - это совместное путешествие, в котором супруги помогают друг другу расти и трансформироваться.


Воссоединение Одиссея и Пенелопы


Что же сказать тем, кто ждет от брака комфорта, покоя и исполнения всех желаний, кто видит в партнере Золотую Рыбку? Вас ждет разочарование. Вы спутали, это другой миф, десткий, про Добрую Фею, то есть, Хорошую Маму. И вот эта путаница, вот это ожидание от партнера исполнения родительских функций - главная ошибка, уводящая брачующихся от реальности и друг от друга далеко-далёко. Не супруг ваш бог, а в нем боги.


Воссоединение Ивана и Василисы

Кстати, есть еще одна сказка про брак, "Василиса Микулишна" - помните этот мультик, "А косами своими я тебя из погреба вытащила"? Предлагаю посмотреть и обсудить архетипический сценарий брачных отношений. Там, кажется, еще больший акцент на женскую иницативу и силу.

Приглашаю вас посмотреть мульт и поделиться тем, как вы видите этот мифический сценарий брака.

Бонусы:
Иван Вырыпаев о том, как прожить в браке долго и счастливо

Царевна-Лягушка:



Василиса Микулишна:

Tags: cущность человека, мифы, мультфильмы, рассуждения, человек и мир
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 18 comments