.
Орша - крупный (124 тыс. жителей) город на юге Витебской области. Логичнее было бы, конечно, "на севере Могилёвской", так как Орша стоит на Днепре. До российской границы отсюда 40 километров, до Смоленска - около ста. Здесь пересекаются такие серьезные железнодорожные линии, как Петербург-Киев-Одесса и Москва-Брест. В общем, белорусская дверь на Восток.
.
Честно скажу: меня Орша не впечатлила. Но и без нее рассказ о Белой Руси будет неполным.
.
Вокзал в Орше находится примерно в трех-четырех километрах от центра - даже на автобусе путь не очень близкий. Рядом и автовокзал. Вокзал здесь один из самых крупных, что я видел:
.
На платформе - дизель на Могилёв, которым мне еще предстояло воспользоваться. У вокзала очень хороши детали, особенно портал:
.
.
А евроремонт сделан очень тактично, без противоречия со сталинской архитектурой:
.
.
Это и одна из самых оживленных станций Белоруссии - много народу, поезда идут один за другим... Из того, что я видел, уступает только Минску. Но привокзальная площадь, как и везде в стране - тихая и пустынная. До центра ехать минут 10.
.
.
Орша известна с 1137 года как крепость на границе Смоленского и Полоцкого княжеств. Крепостью Орша оставалась и почти все последующие века, этакая анти-Вязьма по ту сторону Смоленска, с 1359 года - под властью Литвы. В 1515 году в битве под Оршей православный гетман Константин Острожкский наголову разбил православное же московское войско, взявшее Смоленск и решившее этим не ограничиваться. Впрочем, Смоленск тогда остался за Россией, так что победа лишь остановила экспансию. В 1620 году, когда Смоленск вернули в ВКЛ уже поляки, а Орша вновь оказалась в тылу, городок получил Магдебургское право. Но в общем в мирное время ее история всегда была заурядна - в отличие от периодов войн.
.
А в Великую Отечественную войну Орша прославилась как место, где впервые была применена в бою "Катюша", да и просто здесь в 1941 велись жесточайшие бои, а в годы оккупации действовало партизанское подполье, в том числе отряд Константина Заслонова, занимавшийся диверсиями на железных дорогах (отличались использованием "угольных мин" - кусков тротила, замаскированных под уголь для паровозных топок). Хотя в самом городе боёв почти не велось, Орша, как транспортный узел, была разрушена авианалётами.
Центр города - на 3/4 пятиэтажки и позднесоветские дома с примесью неплохих сталинок:
.
.
Нынешняя Орша впечатлила меня еще и своим состоянием - это безусловно самый (ну, может не считая Сургута и Ханты-Мансийска) ухоженный и покрашенный город, что я когда-либо видел. Дело в том, что здесь проходили "Дожинки" благословенного 2008 года, а какие чудеса благоустройства вызывает этот сельскохозяйственный фестиваль, я уже видел в Лиде.
.
.
Местная площадь Ленина с узлом маршруток и лежбищем такси, а также чудом сохранившимся корпусом монастыря тринитариев (1714-17):
.
.
С обратной стороны - сквер, прямо в котором находится братская могила (на вводном кадре). Странные, явно барочные ворота остались не понятно от чего:
.
.
За сквером - Иезуитский коллегиум (1690-е), выглядящий здесь так же чуждо, как выглядел бы например в Арктике:
.
.
В 1803 году иезуитов прогнали, а в 1812 именно здесь был дом коменданта и жил Стендаль. В советское время, невзирая на это, из коллегиума сделали тюрьму, а пару лет назад здание полностью разобрали и построили заново. Вот и думай теперь, какая власть убила исторический памятник. Хотя воссоздано красиво и убедительно - если бы не чужие фотографии стройплощадки:
.
.
На задней стене коллегиума моё внимание привлекли мозаики - откуда они и что означают?
.
.
Кварталы за Оршицей - типичный городской пейзаж:
.
.
Чудом уцелевшие домики близ коллегиума:
.
.
В том числе феерически красная водяная мельница начала ХХ века на ручье, круто сбегающем в Днепр:
.
.
Ныне музей - даже колесо восстановлено:
.
.
Ручей, начинающийся на гребне стрелки Днепра и Оршицы, образует границу древнего города.
Взгляд за Днепр - на Успенский монастырь (1898), вторая церковь которого в "новгородском" стиле скрыта деревьями:
.
И взгляд за Оршицу, где рядышком стоят каменная церковь Рождества Богородицы и деревянная Михаила Архангела (новодел):
.
.
Рождественская церковь построена в 1691 году, в 19 веке перестроена в русском стиле, в советское время разрушена, а ныне воссоздана в русифицированном облике. В общем, типичный в Беларуси случай, когда за 300 лет в одном памятнике отметились все 4 сменившихся здесь долговременных власти.
.
.
Собственно, мы уже за Оршицей. От Рождственской церкви скверик отделяет костел Святого Иосифа (1808), в советское время бывший домом культуры:
.
.
А вот и монастырь за мостом через Днепр, который здесь от силы метров двести шириной:
.
Так теперь выглядит некогда одна из богатейших православных обителей Белой Руси. К тому же, сто лет назад по соседству располагался еще и Кутеинский женский монастырь:
Основанный в 1620 году Кутеинский монастырь имел крупнейшую на востоке Великого княжества Литовского типографию, которой руководил Спиридон Соболь - уже далеко не первый, но один из самых выдающихся белорусский печатник и гравер. Благодаря местной школе гравюры все книги отличались великолепным оформлением. Другой специализацией монастыря стала резьба по дереву.
.
Но более того, в Кутеинских монастырях сложился и уникальный архитектурный ансамбль. В белорусском Поднепровье как самом православном регионе Речи Посполитой (наряду с украинским опять же Поднепровьем) в 17 веке начал складываться самобытный местный стиль. Вероятно, это был бы белорусский аналог "украинского барокко", но таких храмов было построено всего несколько, а уцелел вообще один (в Могилёве). Одним из первых представителей несостоявшегося стиля был Богоявленский собор Кутеинского женского монастыря, заложенный в 1635 году киевским митрополитом Петром Могилой:
.
Информации о Кутеинском женском монастыре в интернете вообще очень мало, поэтому я не знаю ни посвящений двух других церквей (ни надвратной, ни огромной деревянной), ни времени их постройки, ни времени их разрушения. Такие же почти уничтоженные монастыри-шедевры есть и в России, но Кутеинский был не просто разрушен, а еще и почти что забыт.
.
Вход в уцелевший мужской монастырь. "Увидал белый снег сквозь бетонный забор..."
.
.
Из всех показанных на дореволюционных фотографиях и рисунках зданий до наших дней дошло лишь одно - Троицкая церковь (1624-26). Но и она во многом уникальна и в общем стала основной причиной моего посещения Орши:
.
.
В разных местах ее характеризуют как "североевропейский ренессанс", "на стыке готики и барокко", а может быть и вовсе маньеризм (стиль на стыке ренессанса с барокко):
.
.
Очень интересен фасад с вертикальными нишами - явление, широко известное в готике (в том числе белорусской), но уникальное для барокко. В прошлом эти ниши еще и расписывались, слагая "наружный иконостас", но аутентичных росписей нигде не сохранилось.
.
.
За Кутинским монастырем - многоэтажки. Орша - еще и один из самых просторных городов, что я видел, размеры незастроенных пространств удивляют. Но по той же причине здесь очень неуютно.
.
.
В соцгороде я сел на автобус с оригинальным маршрутом "ДО ЦЕНТРА", и вскоре снова был на площади Ленина, откуда сходил к последней достопримечательности Орши, за Днепр. Вид вниз по течению: река изгибается почти под прямым углом, и Кутеинский монастырь - далеко за поворотом:
.
.
А за мостом меня ждал мемориальный комплекс "Катюша":
.
.
Считается, что именно под Оршей это легендарное оружие применили впервые - 16 июля 1941 года (по другим данным, это случилось двумя днями ранее под Рудней), нанеся удар из района деревни Пищалиха по железнодорожной станции. "Катюша", дальний предок знаменитых "Градов", разрабатывалась с 1920-х годов, а подписана в серийное производство была за несколько часов до начала войны. О том, насколько сильно "Катюши" повлияли на ход войны реально, судить не берусь, но ветераны еще на моей памяти о них слагали легенды. Вместе с Т-34, "Катюша" - оружие-символ Победы.
.
.
Взгляд назад:
.
.
.
Впервые Орша упоминается в летописи «Повесть временных лет» под 1067 г. в связи с военными событиями.
.
Именно в этом году полоцкий князь Всеслав, которого за ум и необыкновенные способности прозвали Чародеем, захватил Новгород, принадлежавший в то время киевским князьям. В ответ они пошли войной на Полоцкое княжество. Войска встретились 3 марта на реке Немиге возле Менска (Минска). В кро¬вавой битве победителей не было: каждое войско понесло большие потери. Через четыре месяца киевские князья пригласили Всеслава на переговоры. Решено было встретиться на границе княжеств. Они позвали полоцкого князя в свой шатер, который находился «на Рши у Смолиньска», и, нарушив святая святых — клятву на кресте, взяли в плен Всеслава Брачиславича и отвезли его вместе с сыновьями в Киев. Через семь месяцев киевляне освободили узников и «посадили» полоцкого князя на киевский престол. Поскольку, как сообщает летопись, Всеслав Чародей пришел в шатер «на Рши» 10 июля 1067 г., эта дата и считается началом летосчисления истории Орши.
.
Второе упоминание о городе относится к 1116 г. Как сообщается в Ипатьевской летописи, смоленский князь Вячеслав, сын Владимира Мономаха, «взя Ръшу и Копысу». Оршу пришлось брать с боем, потому что она была хорошо укреплена. О взятии города «приступом» в 1116 г. упоминает Василий Татищев в «Истории российской с самых древнейших времен».
.
Существует несколько предположений происхождения названия города. Имя ему, как и большинству древних городов, дала река, на которой он стоял. Вода в «Рше» несла много ила и была коричневой, «ржавой», или, как тогда говорили, «ршавой».
.
Возможно, это название связано с тем, что дно реки было каменистым, шероховатым, «шершавым».
.
Есть предположение, что название реке дали первые поселенцы этих мест — балты. Они называли речку «Ршой» из-за кустов орешника, которые густо росли по берегам. Орешник по-литовски называется «решутай».
.
Столетиями Орша так и называлась: город «на Рши». Постепенно предлог «на» сменился на более удобный — «о». Вначале стали говорить, а позже и писать — город «о Рши», потом «Орша». Существует мнение, что названия реки и будущего города осталось нам в наследие от финно-угорских племен.
.
Слова «Рша», «Орша» в переводе с этого языка могли означать «вода, бегущая в русле», а это и значит «река».
В Советском Союзе отменили и этот герб. Вместо него был герб с элементами флага. Сегодня у Орши опять старый литовский герб с крестом и полумесяцем.
Орша - места боевой славы. Деревушки вокруг - Хороброво, Барань, Бояре, Стражево... В 1410 под Грюнвальдом именно оршанская хоругвь вместе со Смоленцами и мстиславцами приняла на себя страшный удар тевтонского ордена и погибла почти полностью. Орша, боярская Орша на древнем пути из варяг в греки, между днепровском блестящим мечом, который рассекал белорусский восток, и саблей Двины, выхваченные из ножен на севере, была ключом к защите Великой Литвы от самого опасного врага - Кремля.
Таковы легенды этого места. Из всех этих повествований можно взять на вооружение:
.
А еще это место примечательно тем, что оно имеет два герба, полностью совпадающие с символами и даже расцветкой гербов Ротшильдов.
.
Смотрим еще раз на стелу города и вспоминаем
.
.
a также слова - Орша - место, где в XIII веке размещалoсь имение Андрея Кобылы, далеким потомкoм которого, по Карамзину, был
В XIII в. в своем имении недалеко от Орши жил князь Андрей Иванович Кобыла. Потом он уехал в Москву и был принят «на государеву службу». Этому человеку обязаны своим названием знаменитая Кобыляцкая гора и деревня Кобыляки (в 1965 г. она получила название Приднепровье). Основатель династии Романовых царь Михаил Федорович (1596-1645) — далекий потомок в 9-м поколении Андрея Кобылы.
.
На белорусские истоки происхождения дома Романовых, представители которого стояли у руля Российского государства долгих 300 лет, указывают историк Николай Карамзин и писатель Владимир Короткевич. Об этом, в частности, говорится в романе «Колосья под серпом твоим» и в повести «Дикая охота короля Стаха».
.
И вы еще сомневаетесь, что Ротшильды и Романовы это одни и те же лица?
.
Ро́та (от нем. Rotte) — тактическое формирование (подразделение или воинская часть, при добавлении прилагательного — отдельная), в вооружённых силах некоторых государств мира.
.
Вот вам еще одно из названий, которое использовали для своей ширмы правители. Поэтому-то они и в связке, как фаланги, однако, в военном деле
.
.
.
Герб города Орши исторический. Получен 13 декабря 1620 г. в соответствии с магдебургским правом.
.
Гербовые фигуры имеют глубокий смысл. Кавалерский крест символизирует мужество, героизм, отвагу. Полумесяц — издавна известный символ Богородицы. Знак полумесяца, обращенный острыми краями вверх, или, как принято говорить в геральдике, «рогами вверх», олицетворяет элемент, дающий жизни возможности распространения и указывающий направление к бесконечному развитию, а также оберегающий ее от влияния низших сил (притяжение сил от краев к животворному центру). Данный знак есть не что иное, как чаша Грааля — емкость, в которой хранится эликсир жизни.
На флаге широкая и узкая голубая полосы являются символическими изображениями двух основных рек Орши — Днепра и Оршицы, на слиянии которых и был основан город. Голубой и белый цвета соответствуют основной цветовой гамме гербового изображения. Символизируют воду и принадлежность к Белой Руси.
.
.
Но есть еще одна история. На этот раз реальная:
.
14 августа — 2 сентября 1914 года произошла вторая битва под Грюнвальдом, известная как битва под Танненбергом по расположенной рядом деревне Стембарк (нем. Tannenberg), которая была частью восточно-прусской операции 1914 года. В этой битве войска Германской империи разбили части Российской империи ( второй раз? это уже закономерность). Немецкими войсками командовал будущий президент Германии Пауль фон Гинденбург.
.