Оригинал взят у
[ Spoiler (click to open)]Ухудшающееся состояние и вызванная им тревога за будущее, которое все менее зависело теперь от собственной воли, побудило императора обратиться к тем вопросам, которые он долгое время откладывал на потом. Прежде всего, он решил не препятствовать счастью своих детей и дал согласие на брак дочери Ксении Александровны с великим князем Александром Михайловичем, которого явно недолюбливал и, вопреки общему мнению о "пресимпатичном во всех отношениях юноше", считал в душе совершенно неподходящей для нее парой. Их бракосочетание состоялось 25 июля 1894 года, и Александр III, превозмогая недомогание, участвовал в положенной ритуалом двора длительной церемонии. Уступил он и давнему желанию Николая, стремясь, с одной стороны, ускорить женитьбу сына и соответственно упрочить будущее семьи, а с другой - не видя в тот момент среди потенциальных невест реальных кандидатур.
Вопрос, заключавшийся теперь только в согласии самой Алисы, до сих пор отказывавшейся принять православие, должен был решиться в Кобурге в дни свадьбы ее брата герцога Гессенского Эрнста-Людвига с принцессой Эдинбургской Викторией-Мелитой ("Даки"), куда цесаревич был послан во главе делегации от Дома Романовых. С ним поехали также, представляя Российскую империю, три брата Александра III - великие князья Владимир, Сергей и Павел Александровичи с супругами, духовник царской семьи пресвитер о. Иоанн (Янышев) и лектриса Екатерина Адольфовна Шнейдер, которая обучала русскому языку Эллу, а при благоприятном исходе должна была обучить и Алису.
Возможная помолвка цесаревича Николая, всеобщий интерес к ней и напряженное ожидание как будто даже заслонили собой главное действо - собственно брачную церемонию, на которую-то и собрались самые знатные королевские семьи Европы. В сватовстве участвовали и прибывшая из Англии 75-летняя королева Виктория, признанная глава европейских монархов, и один из ее многочисленных внуков - эксцентричный германский император Вильгельм II.
8 апреля, на четвертый день по прибытии Николая в Кобург, после очередных уговоров, слез и волнений, Алиса сказала ему о своем согласии. "Чудный незабвенный день в моей жизни, день моей помолвки с дорогой, ненаглядной моей Аликс, - написал наследник вечером в дневнике. - После 10 часов она пришла к т. Михен (имеется в виду великая княгиня Мария Павловна. - Авт.), и, после разговора с ней, мы объяснились между собой. Боже, какая гора свалилась с плеч; какою радостью удалось обрадовать дорогих Папа и Мама! Я целый день ходил как в дурмане, не вполне сознавая, что собственно со мной приключилось! Вильгельм сидел в соседней комнате и ожидал окончания нашего разговора с дядями и тетями. Сейчас же пошел с Аликс к королеве и затем к т. Мари, где все семейство на радостях лизалось. После завтрака пошли в церковь т. Мари и отслужили благодарственный молебен. Затем все отправились в Розенау, где был устроен бал для маленькой бэби "Bee" по случаю дня ее рождения! Мне было не до танцев, ходил и сидел в саду с моей невестой! Даже не верится, что у меня невеста.Вернулись домой в 6 1/4. Уже лежала куча телеграмм. Обедали в 8 часов. Покатались на иллюминации и затем пошли наверх на придворный концерт. Баварский струнный полковой хор играл блестяще. Вечером еще посидели вместе в нашем салоне".
Великий князь цесаревич Николай Александрович с невестой Алисой Гессенской. Кобург. 20 апреля 1894 г. Великий князь цесаревич Николай Александрович с невестой Алисой Гессенской.
Кобург. 20 апреля 1894 г.
Доставленное в тот же день в Россию известие вызвало ответную телеграмму родителей, а через несколько дней, когда Николай и Алиса любовались весенними пейзажами Кобурга и Дармштадта, пришло личное послание Александра III.
"Милый, дорогой Ники, - писал отец, - ты можешь себе представить, с каким чувством радости и с какой благодарностью к Господу мы узнали о твоей помолвке!
Признаюсь, что я не верил возможности такого исхода и был уверен в полной неудаче твоей попытки, но Господь наставил тебя, подкрепил и благословил и великая Ему благодарность за Его милости. Если бы ты видел, с какой радостью и ликованием все приняли это известие; мы сейчас же начали получать телеграммы и завалены ими и до сих пор... Теперь я уверен, что ты вдвойне наслаждаешься и все пройденное, хотя и забыто, но я уверен принесло тебе пользу, доказавши, что не все достается так легко и даром, а в особенности такой великий шаг, который решает всю твою будущность и всю твою последующую семейную жизнь! Не могу тебя представить женихом, не быть с тобой в такие минуты, не обнять тебя, не говорить с тобой, ничего не знать и ждать только письма с подробностями". Согласившись, что на все воля божья, Мария Федоровна искренне вторила супругу и писала, что дорогая Аликс ей "уже совсем как дочь" и она хотела бы, чтоб та называла ее не "тетушка", как раньше, а "дорогая мама".
Николай был счастлив. Все его мысли в это время исключительно о его возлюбленной невесте. "Она так сильно изменилась в своем отношении ко мне за последние дни, что я до краев наполнен радостью, - пишет он. -В это утро она написала две фразы по-русски без единой ошибки". "...Это так необыкновенно - иметь возможность приходить и уходить без малейшего ограничения... Но так грустно покидать ее, хотя бы на одну ночь". "Какая печаль быть обязанным покинуть ее надолго, как хорошо нам было вместе, просто рай..."
Свадьба была намечена на следующую весну, а уже в июне, с трудом пережив кратковременную разлуку, Николай с разрешения отца отправился на яхте "Полярная звезда" в Англию к своей любимой. Их идиллия, отмеченная редкой искренностью чувств и отношений, где не оставалось тайн, вплоть до любовной истории с Кшесинской, которую Николай не счел нужным скрывать, была наполнена самыми простыми вещами и незатейливыми развлечениями. Они совершали пешие и верховые прогулки, катались на яхте, встречались с родственниками. В конце июля, к свадьбе сестры Ксении и дорогого Сандро, наследник возвратился домой, привезя с собой самые светлые воспоминания, массу фотографий и неизменный дневник, в который Алиса вписывала для него свои послания: "Мне снилось, что я любима, я пробудилась и обнаружила, что это правда, и я благодарю Бога за это. Истинная любовь - это дар, который Бог дает нам ежедневно, все сильнее, глубже, больше, чище"; "Любовь захвачена в плен, я связала ей крылья. Больше она не скроется, не улетит от нас. В наших соединившихся сердцах всегда будет петь любовь"; "Я твоя, а ты мой, будь уверен. Ты заперт в моем сердце, ключик потерян, и тебе придется остаться там навсегда".
http://kirkorow.narod.ru/tzar/nw/nw_ch2-3.html

Монархические группы замке "Rosenau" в Кобурге собрались, чтобы отпраздновать помолвку в цесаревича Николая (позже император Николай II ) с принцессой Аликс Гессенской . Участие состоялась на свадьбе принцессы Виктории Мелита из Эдинбурга и великого герцога Эрнста Людвига Гессенского . Принц Альфред Эдинбургский , принц и принцесса Луи Баттенберг (последний ранее Принцесса Виктория Гессен ) , великий князь Серж и великая княгиня из России и др.
120 лет назад случилась эта история – как в сказке о прекрасных принце и принцессе. Вот только не было в ней счастливого конца.
Утром 2 апреля 1894 года (в живущей по григорианскому календарю Европе это было 15 апреля) из Санкт-Петербурга вышел, как бы сейчас сказали, «спецпоезд». В его вагонах находились наследник российского престола Николай Александрович, великие князья Сергей Александрович, Владимир Александрович и Павел Александрович, великие княгини Елизавета Федоровна и Мария Павловна. Со всей полагающейся свитой, охраной, прислугой.
Ехали «на свадьбу» – в Кобурге должна была состояться церемония бракосочетания герцога гессенского Эрнста с принцессой Викторией Мелитой – племянницей царя Александра Третьего и двоюродной сестрой цесаревича Николая.
Разбитая любовь цесаревича
У Николая на душе лежал камень. Отправился он в неблизкий путь с единственной целью – выяснить отношения с юной принцессой Алисой (Аликс) Гессен-Дармштадтской, в которую он давно уже (и небезответно!) был влюблен.
Вот только принцесса не спешила дать согласие, не хотела стать его женой по причине религиозных предубеждений. Она, лютеранка, искренне считала, что измена клятве, данной при конфирмации, является изменой не конфессии, а Богу.
20 ноября 1893 года она написала цесаревичу в письме: «Дорогой Ники, ты, чья вера тоже столь глубока, должен понять меня. Я считаю, что грех менять свою веру...» Таким образом, казалось бы, все завершилось, не успев и начаться, – без православия их отношения не могли иметь будущего. Но Николай не терял надежды. Поэтому предусмотрительно позвал с собой в дальнюю дорогу священника – отца Иоанна Янышева, духовника царской семьи. Не забыл и учительницу русского языка (для Алисы!) – Екатерину Адольфовну Шнейдер.
4 (17) апреля после полудня поезд подошел к Кобургу – славному городку, который и сегодня далеко не на каждой карте отыскать можно. Ну а тогда было в нем всего-то около 20 тысяч населения. Однако являлся он столицей Саксен-Кобург- Готского герцогства, успевшего уже породниться путем «международных браков» и с Романовыми, и со многими королевскими семьями Европы.
На станции русским гостям была организована пышная встреча, среди многочисленных встречающих была и Алиса. Приехавших разместили в замке Эренбург – настоящем дворце, отстроенном поколениями герцогов воистину с королевским размахом. Такому стоять бы где-нибудь в Мюнхене или Берлине, а не в маленьком заштатном Кобурге.
Вечером после ужина «поехали в театр», сообщают нынче многие источники. Ну это вряд ли! От замка до театра ровно 280 метров – три минуты через охраняемую дворцовой стражей площадь. Так что пошли они пешком, погода в тот вечер стояла по-весеннему теплая – это факт. А вот Алиса в театр со всеми почему-то не пошла. В театре же шла ставшая как раз модной опера Леонкавалло «Паяцы»: «Смейся, паяц, над разбитой любовью!..»
Пышная свадьба
5 (18) апреляв 10 часов утра в комнатах «тети Эллы» (великой княгини Елизаветы Федоровны) и «дяди Сергея» (великого князя Сергея Александровича) прошла двухчасовая беседа русского престолонаследника и принцессы, состоявшая, собственно, из монолога Николая. Алиса плакала и сквозь слезы произносила лишь «прости» и «не могу»...
Тем временем в Кобург прибыла английская королева Виктория, любившая Алису больше других своих внуков и иначе как Sunny («Солнышко») ее не называвшая. Прикатил из Берлина и кайзер Вильгельм (для Алисы «дядя Вилли»).
На следующий день состоялась свадьба Эрнеста с Викторией Мелитой, и празднество длилось несколько дней. В Кобурге веселились все от мала до велика, за исключением разве что цесаревича Николая и принцессы Алисы – между ними еще ничего не было решено. Список свадебных подарков занял несколько страниц. Большого секрета из этого не делали: знай, мол, наших! Кобургская газета подробно проинформировала читателей – кто, что и сколько подарил. Другие газеты Европы перепечатали список чуть позже, снабдив его завистливыми комментариями.
Среди подарков (в основном для невесты) были корона с алмазами, браслет с рубинами и бриллиантами, диадема с бриллиантами и т.д. Что подарили родственники из России? Царь Александр III передал подвеску с сапфирами и алмазами, цесаревич Николай подарил брошь с изумрудами и бриллиантами, великий князь Сергей Александрович с супругой – веер, усыпанный алмазами...
Алиса сказала да
8 (21) апреля после завтрака Николай вновь встретился с Алисой и вновь сделал предложение. Алиса (бледная, похоже, не спала всю ночь) на этот раз ответила согласием. Новость распространилась мгновенно! С поздравлениями немедленно бросились все присутствующие. Немногословный обычно дядя Вилли (кайзер Вильгельм!) произнес по такому случаю длинную речь...
В тот же день лучший местный фотограф Уленмут (фотостудия существует в Кобурге и сегодня) сделал снимок, обошедший весь мир. На нем запечатлены все: кайзер Германии и королева Англии, великие князья и великие княгини, принцы и принцессы, герцоги и герцогини.
Ни слова о Георге 5. Георга как будто нет. А присутствовали все, кроме Георга и Романовых: Александра III (Карла Гольштейн-Готторпского) и его жены - Дагмар. Странное поведение родителей, не явившихся на такое важное событие в жизни своей семьи и своего сына.
На фотографии Георга нет. Один Николай.

Только что нашел фото с этой же свадьбы
здесь уже Георг есть, но нет Ники. продолжаем искать дальше.
pavelkol
Фото явный монтаж, именно зона где стоит Георг 5, непропорционально маленькая голова его и большая голова тетки что стоит ниже его правой руки, и очень знакомое фото, где то я его встречал в другой обстановке но с таким же выраженим лица и прической! Ну это конечно так, ощущения...
Я тоже искал фото где ники и георг вместе все сделаны так что коллаж сделать проще всего, либо тот либо другой с краю и в позе которую легко вставить в монтаж! Георг= Ники.vaduhan_08
О, какой нерушимый союз мог бы возникнуть на основании лишь родственных связей – политический, экономический. Но, выражаясь языком Маркса, «призрак коммунизма» уже бродил по старой Европе и мирные дни были сочтены...
Цесаревич Николай (в модной шляпе- котелке) на фотографии стоит рядом с Алисой. Лица у обоих серьезные и усталые – немало пришлось переволноваться, прежде чем приняли решение. Теперь идти им по жизни вместе, рука об руку столько, сколько отмерено судьбой.
И умерли в один день
Помолвка Николая и Алисы затмила даже свадебное торжество Эрнста и Виктории Мелиты. Вечером был устроен бал. Звучали музыка, пенилось шампанское. Найдись тогда среди гостей провидец, умеющий заглядывать в будущее, – о, невеселую увидел бы он картину.
Молодожены Эрни и Вики, ради которых все, собственно, и съехались сюда, разведутся. Развод произойдет в 1901 году и вызовет большой скандал в аристократических кругах Европы.
А в 1903-м умрет неожиданно их единственная дочь – всеобщая любимица маленькая принцесса Елизавета Гессен- Дармштадтская. Ее будет хоронить весь город! И 10 тысяч дармштадтских детей добровольно разобьют свои копилки, чтобы внести свою детскую лепту на памятник для принцессы – с фигурой ангела, и Белоснежкой, спящей в хрустальном гробу, и семью верными гномами, охраняющими вечный ее сон...
А дядя Вилли начнет войну с Россией, в результате чего обе страны только убитыми потеряют на полях сражений более четырех миллионов человек...
Погибнет на дне шахты неподалеку от уральского Алапаевска тетя Элла, она же великая княгиня Елизавета Федоровна (сбросили ее в шахту живой). Ее веселый муж Сергей Александрович будет разорван на куски бомбой, брошенной революционером Каляевым задолго до этого – в 1905-м. После 1917-го именем убийцы назовут улицы и заводы...
А дядя Павел, ловко танцующий сейчас мазурку под звуки герцогского оркестра, будет расстрелян в три часа холодной январской ночи в 1919-м, и последним его пристанищем станет промерзшая яма братской могилы где-то в углу Петропавловской крепости. Так будет...
В честь помолвки Николай подарил тогда Алисе бриллиантовую брошь. В пепелище, где ранним утром 17 июля 1918 года после расстрела всей семьи сожгли их одежду, найдут позже бриллиант в 12 карат. То, что осталось от броши. Она была с Алисой до конца...
Чудный и незабвенный
Вечером же 8 (21) апреля 1894-го будущий царь записал в дневнике: «Чудный, незабвенный день в моей жизни». А через 22 года российская императрица Александра Федоровна неровным почерком выведет в тетради: «Я все еще чувствую твою серую одежду, ее запах – там, у окна в кобургском замке».
На днях я вновь посетил замок Эренбург, благополучно переживший все войны и революции. Похоже, в нем ничего не изменилось, строили ведь на века. Все тот же паркет, те же картины на стенах. А окном тем заветным вполне могло быть вот это – с видом на площадь. Или это?..
Перед тем, как войти в большой зал, показалось на миг: распахни дверь – и увидишь за ней кружащиеся в вальсе пары. Как тогда, весной далекого 1894-го...
Сергей НЕЧИПОРЕНКО
http://www.kontakt-chance.com/istorija/istorija-detail/news/pomolvka-v-koburge0518.html
***
А это место, где проходила помолвка (фото) -
Замок Еренбург/Ehrenburg, Koburg
1.
2. Церковь при замке
3. В церкви
4.
5.
с западной стороны и небольшим органом
6.
Thronsaal
7.
8.
9.
10.
11.
Помещение для управляющих
12.
13.

14.

15.
16.

17.
Рабочая комната
18.
19.
20.
Первый туалет c водоспускающим бочком был сделан специально для королевы Виктории
21.
Большой зал/Riesensaal
22.
23.

24.
25.
26.
27.