Между современной Испанией и «исторической Испанией» 15-16 веков – мало общего. Документы на пиренейском полуострове описывают события со второй половине 19-го века, когда там появилась армия Наполеона Третьего. А все, что было до того – восстановлено по свидетельствам соседей.
В сегодняшней Испании нет строевого соснового леса, необходимого для строительства флота, нет следов технологий кораблестроения и морских традиций. Информация про морские традиции 15-17 века – пришла извне. А внутри стран – «пшик». В этой стране сохранились огромные архитектурные комплексы, но они больше говорят о «до-католическом» влиянии, чем о «европейскости» сегодняшней Испании.
С другой стороны, какие признаки отличали средневековую Испанию от соседей? Католическая церковь, язык на основе латыни, институты инквизиции, школы иезуитов и богатые морские традиции.
И вот здесь интересно вспомнить, что современные восточно-европейские языки: польский, чешский, венгерский, румынский (про русский из деликатности пока промолчу) – появились только во второй половине 19-го века.
До того языком официального делопроизводства на этих территориях была латынь. Конкордаты римских кардиналов проводились в причерноморских Херсоне и Констанце. Именно латынь была языком научного общения от Астрахани – до Петербурга и языком в немецких университетах.
Институты Ордена иезуитов несли христианскую веру на территориях северного Причерноморья. А магистры Ордена (Ришелье и Потемкин) были активными участниками истории России, Австрии и Франции.
И получается так, что перечисленные «признаки» Испании: католическая церковь, разговорная латынь, институты инквизции – до середины 19- го века были распространены прямо в центре Европе. Испанское наследство делят Австрия и Голландия (похоже, что между ними – в Германии слово «Испания» не использовалось.
Армия Наполеона одновременно воюет на территориях Испании и Германии, и современники нашествия не видели проблем в ведении военных действий на двух фронтах. Испанец Лопе де Вега пишет пьесу про Россию.
Исходя из логики – топоним «Испания» в первой половине 19-го века относился к управляемым Иезуитами территориям большой Империи, которая дошла на Западе до устья Рейна, а на востоке – до устья Амура и Пекина. Эта Империя отправляла поселенцев в Новый свет. Эта континентальная империя еще в 1866-м году назначила младшего брата австрийского императора Максимилиана – Императором Мексики.
Что занимательного можно найти в этой версии?
1) Наши предки все были «немного испанцы». Даже живущие в Российской империи, где латынь была языком науки, технологий, университетов, религии.
Однако после поражения «Исторической Испании» в войне, победители стерли всякие упоминания об «Испании» (ибо упоминание означает сожаление, сравнение, возражения, протест и призыв, то есть совершенно не желательные мысли…) и название откочевало на периферию Европы. И оказалось привязано к аграрной стране, где не было следов мировой Империи, передовой науки, технологий, морских традиций и «фольклора».
2) Хорошего для самих испанцев – то, что не было в их истории беспредела католической Инквизиции. Институты Иезуитов заселяли Испанию и обращали население в католичество – естественным образом. Отсталость страны в 19-м веке была не следствием продолжительной гражданской войны, а результатом появления у соседей передовых промышленных технологий.
3) Подсознание не должно брать на себя грехи чужой истории. Внутренние конфликты человека и в обществе – бессознательно сами ищут выходы из «зоны дискомфорта».
Ущемленнное подсознание может «накручивать» себя – там, где следовало бы расслабиться и найти другие решения. Если современная Испания не потеряла движения вперед и не совершила всех известных «испанских» преступлений в американских колониях.
Была бы в Испании 1930-х гражданская война и франкистский режим – если бы испанцев не давило их прошлое??