lady_dalet (lady_dalet) wrote,
lady_dalet
lady_dalet

Говоря о "языке" и его происхождении.

Друзья мои, ищите ключ к словам!
Тогда и Слово отворится вам,
Прекрасней солнца и прозрачней льдин.
Да, много слов; но ключ у них – один.

Г.К.Честертон, «Преданный предатель»

Поиски смыслов, внимание к языку, применение подхода от языка к исследованию мировой культуры и истории вовсе не учёная заумь и не пустое ковыряние в словах-словечках. Однако это настолько же просто, насколько и философски ёмко. Концептуальную мощь языка можно применять на практике (и мы применяем, даже просто подбирая наилучшее слово в беседе), овладевая силой слова и более глубоким пониманием любых вещей и идей, но всё же не помешает и взглянуть на это свойство языка с высоты птичьего полёта.

Говоря о языке и его происхождении, мы чаще всего вспоминаем Вавилонскую башню. Но она была позже, когда один язык стал распадаться на многие. А началось всё с самых первых людей. Древо Языка - это именно то древо в центре Рая, с которого Адам и Ева вкусили плод познания (об этой истории ещё будет сказано).

Вот тогда-то Адам и Ева начали различать, вот тогда-то они могли увидеть, что наги. Вот тогда-то они и стали людьми. Смертными, но всё же особыми среди всех созданий, отличными в том числе и от ангелов именно способностью различать (снова напомним, что огромное количество слов растут из корня 'разделение, различение').

Гейдар [Джемаль] обращает наше внимание на Адама, и также призывает искать смыслы (в первую очередь, конечно, в исламе, Коране и арабском языке): «Но вот мы читаем в Коране: «Сказал Всевышний: О, Адам, извести ангелов о сути имен» (2:33). Извести о сути имен, дай им весть о значении и сути имен, информируй их о том, что эти имена значат. Это, собственно говоря, и есть философия - раскрытие сущности имен, раскрытие смыслов.

Мы видим, что функция первого посланника Адама по велению Всевышнего обращаться к ангелам, потому что 'anbi'hum, означает «передай весть», это тот же корень, что nabi.

И в данном случае этим nabi Адам по велению Всевышнего выступил по отношению к ангелам, говоря им об именах, которым его научил Всевышний. Собственно говоря, философия есть не что иное, как раскрытие сущности смыслов, сущности значений. Если такова воля Всевышнего, значит, мы имеем право раскрывать ту суть имен, вернуться к тому подлинному знанию, которое является нашим наследием и нашим достоянием».

В этом толковании Адам говорил о смыслах бессловесным ангелам, обратите внимание, как первый пророк. Кстати, всегда внимательный к смыслам Джемаль замечает, что в русском «пророк» связан с речением, а в арабском «расул» именно 'посланник'. Вообще отношения арабского и русского действительно очень интересны - на эту тему есть довольно известные работа Вашкевича.

Итак, здесь концептуальность языка оказывается гранью той самой искры различения и творчества, которая отличает человека не только от животных, но и от ангелов, и в известной степени противопоставляет человека миру. Нет, он может находиться в гармонии с природой, но его ноша и одновременно величайшая и совершенно особая возможность - выбор. Выбор как таковой, выбор смысла, выбор имени, выбор красок и образов, поступков, мировоззрения.
***
... «Человек является «точкой сборки», вокруг которой организуется космос, получающий интеллектуальную интерпретацию только под углом человеческого воззрения на него»...

Язык охватывает никак не меньше, чем всю историю от Адама до концептуального анализа, чем весь мир от щёлкающих африканцев до выстроивших мощнейшие цивилизации индоевропейцев, китайцев и арабов. От ежедневного «привет» до философий с науками, от шоу до концепций.

Возможно, кто-то убедился, что языку присущ концептуальный выбор (и это, пожалуй, единственная подлинно «внеязыковая» реальность), что язык построен на нём - хотя многие языки утеряли связи смыслов и прозрачность форм, и мало пригодны для словотворчества. Возможно, для кого-то важно или интересно, что эта особость человеческого языка имеет отношение к номинализму и концептуализму, о которых учёный и теолог говорят как о «новом интеллектуальном методе».

Возможно, нескольких примеров до и после этой главы хватит, чтобы показать: язык не совокупность слов-ярлыков, а память выбора и творчества, материал выбора и творчества. Но материал, который активно взаимодействует с творцом, навязывает ему определённые ходы, стиль мышления, картины мира.

И в то же время замечательно отражает всё то, что думал человек, что творил, как в ходе истории делились и переплетались культуры, как создавались цивилизации.

Вся история представляет собой смыслотворчество человека и последствия его выборов.

Вся история как рассказ, как большое Слово. И если вы выбираете, что оно имеет смысл, что это некое сообщение, то живой язык, не пренебрегая и застывшими формами мёртвых, позволяет в него проникнуть. http://charomutie.ru/index.php


Tags: БИБЛИЯ, язык
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments