lady_dalet (lady_dalet) wrote,
lady_dalet
lady_dalet

Categories:

Рассказы Джамили. Знакомство с богами покровителями оазисов. Анахита-Нана

"Милый сон, души пленитель,
‎Гость прекрасный с вышины,
Благодатный посетитель
‎Поднебесной стороны,
Я тобою насладился
‎На минуту, но вполне:
Добрым вестником явился
‎Здесь небесного ты мне."
Лалла Рук (Жуковский)


Задала вчера вопрос о параллели греческих и бактрийских богов. Ответ получила быстро, не сразу распознала. Лишь вечером стала искать инфу, которая подпадала под вчерашний праздник - День Матери.

Уже не удивляюсь, когда попадаются двойняшки, будь то имена правителей, города, а теперь и реки
Гихон (ивр. ‏גיחון‏‎, араб. نبع أم الدرج‎, также Гион; христианское название — источник Девы Марии, араб. Айн-Ситти-Марьям) — источник в Кедронской долине юго-восточнее Старого Города Иерусалима. Высота над уровнем моря — 636 м.
*
Согласно Третьей Книге Царств, у источника Гион был помазан на царство Соломон, сын Давида.
*
Гион - христианское название — источник Девы Марии.


"В Прикамье (Пермская область) сделаны случайные находки серебряных чаш, родом из Средней Азии. На некоторых серебряный чашах, которые Толстов В.П. относит к Хорезму, у изображенной на них богини отмечается интересная особенность – она черырехрука



Верхняя пара рук богини держит символы солнца и луны, а нижняя – скипетр и чашу. Восседает четырехрукая богиня обычно на хищнике из семейства кошачьих – льве или барсе - типичный символ Переднеазиатской Великой Богини.

Толстов приходит к выводу, что «Богиня в короне с символами солнца и луны, попирающая льва или леопарда – самый популярный образ в хорезмийском пантеоне». Он говорит, что это божество все та же Анахита, прошедшая путь синкретизации с индобуддисткими божествами.



Головной убор богини башнеобразный, который имеется у эллинистических богинь, покровительниц городов, берущих свое начало от известной статуи Тихе Антиохии у ног которой изображен бог реки Оронт.

16.05.2019 -   Тихе (Фортуна) города Антиохии. Римская копия с греческого оригинала I в. н. э. Галерея канделябров, Ватикан. Богиня увенчана крепостными стенами города, а у её ног плывёт юноша, символизирующий реку Оронт

Тю́хе (Тихе, Тихэ, Тиха, Тихея, др.-греч. Τύχη, «случайность», то, что выпало по жребию) — в древнегреческой мифологии божество случая, богиня удачи и судьбы.
*
В древнеримской мифологии ей соответствует Фортуна. Тюхе не встречалась в классической мифологии, а, как отмечает А. А. Тахо-Годи, появилась только в эпоху эллинизма как сознательное противопоставление древнему представлению о неизменной судьбе.
*
Она символизирует изменчивость мира, его неустойчивость и случайность.

*
Впоследствии Тюхе становится не столько богиней удачи, сколько божеством, олицетворяющим счастливый случай.
*
Предположение, что АНТИОХИЯ, чей герб имeет холостой красный фон, тот самый Красный щит, имеет связь с этим божеством.

Антиохия Писидийская (др.-греч. Αντιόχεια τὴς Πισιδίας; лат. Antiochia ad Pisidiam) — город в Писидии (историческая область на юго-западе Малой Азии), на границе Фригии. Ныне в Анталии (Турция). Возведён жителями примеандрской Магнезии при Селевкидах (Селевк I Никатор).
*
В Сирии и Малой Азии насчитывались по крайней мере 16 городов, называвшихся Антиохией.
Антиохия Заяксартская - город в Средней Азии - Харашќет, основанный Селевкидами(?); городище на территории Ташкентской области.

В местной версии, у богини между зубцами на венце помещен лунный серп с тремя кружками в центре или имеет большую схожесть с калафом. Это обычный головной убор кушанских божеств.

Дальнейшие работы археологов выяснили, что культ четырехрукой синкретической Анахиты-Наны был распространен – от Пенджикента в Согде до Хотана в Синьцзяне.

На этой росписи из Пенджикента появление богини с четырьмя руками в группе с двумя другими женскими персонажами загадочно. Подобную сцену толкуют и как манихейский погребальный обряд и сцену погребения Сиявуша.




Эта сцена заставляет предположить существование древнего мифологического пласта с легендами круга Анахиты-Наны. Иллюстрацией, которых и является «сцена оплакивания». Отрывок, приведенный Хенингом «… и было там кровопролитие, терзали лица, резали уши. Нан(а)-госпожа, сопровождаемая женщинами, шла к мосту. Они разбивали сосуды, громко вопили, стонали, резали лица, рвали волосы и бросались на землю» возможно, отголосок этого древнего предания.
*
Приведенные выше данные предполагают думать, что Нана – богиня покровительница города, Великая мать, в 5-8 веке почиталась в Пенджикенте (совр. Согдийская область Таджикистана) в этой ипостаси – четырехрукой богини на хищной кошке.


Однако есть некоторые нюансы связи с этой Пенджикентской богиней

antioch_tyche_vatican3.jpg

Если присмотреться внимательно, то можно заметить, что зверообразный престол под богиней на самом деле представлен не кошачьим хищником, он скорее драконообразный (у левого плеча богини видна морда Дракончика с раскрытой пастью).

Этот образ чудовища позволяет рассматривать божество или одно из его функций в связи с другим памятником культовой иконографии Пенджикента, открытом также во втором храме, с глиняной рельефной панелью на стенах. На панели изображён водный поток, на поверхности которого выступают различные фигуры фантастических существ. Особо выразительным является голова чудовища, сходство которого с головой чудовища, на котором сидит четырёхрукое божество, не вызывает сомнения.




Это существо типа индийского чудовищного морского дракона Макара, олицетворяющего водную стихию и служащий атрибутом водных божеств. Что, возможно, указывает, что перед нами представлено божество, олицетворяющее реку Зеравшан, которую почитали в Пенджикенте.


Aphrodite de Bactriane, or et turquoise
*
Аналоги этим изображениям обнаружены в Хадде (Афганистан), где найдено изображение богини у ног, которой находятся существа со змеиными телами, олицетворяющие местные реки. Б.Роуленд уводил их к эллинистической традиции изображать богинь, покровительниц города, которая восходит к статуе Тихе Антиохии, у чьих ног изображено божество реки Оронт.
*
Так мы имеет уже два различных иконографических изображений четырехруких богинь, которые возможно, даже изображали разных персонажей.
*
Такая разнообразная иконография согдийских и хорезмийских культов VI-VIII вв. находит гораздо больше аналогий за пределами Средней Азии, чем в ранних местных памятниках.
Вот, кстати, монеты из Пенджикентского городища Панча, где есть надпись – Панча Нано-госпожа, где Нана-Анахита изображена на льве




Многочисленные среднеазиатские терракоты древних веков и первых веков нашей эры не имеют ничего общего с иконографией монументального искусства VI-VIII вв., которая близка к иконографии терракот раннего средневековья.

Если пытаться уловить в этих позднейших редакциях и толкованиях образ нашей среднеазиатской четырёхрукой богини, то его прототип нужно искать в самых глубоких и древних пластах народных верований Центральной Азии, охвативших собой, по-видимому, в большей или меньшей степени все культы, религии и суеверия, возникавшие и отмиравшие в этих странах.

Сам образ Наны-Анахиты, в котором слились и древнейшие местные боги, и индийские и греко—римские, очень сложен. Он прошел долгий путь развития прежде, чем предстал перед нами как божество охранительница города и общины, покровительствующее плодородию, дарующим победу, которое чтили в Согде, Усрушане и Хорезме.

Нана – неиранское имя местной Среднеазиатской богини. Это имя до сих пор можно встретить в языках Таджиков «матушка».

Четырехрукая синкретическая богиня почиталась в паре с мужским божеством, который тоже нередко выступал в виде четырехрукого создания.

В Средней Азии этот образ, несомненно, связан с возросшим в 7-8 веках индийским (шиваитским) влиянием (Кушано-эфталитская эпоха). Наличие Шиваитских культов в Кушанском государстве засвидетельствовано монетами, выпускавшимися царями этой династии. Согдийцы, кстати, шиваистами и индуистами не были. На всех изображениях этой эпохи Шива изображен трехликим и четырехруким.


Сведения тибетских и китайских источников, сообщают о происхождении царской династии этого оазиса от бога Вайшраваны. Культ этого бога действительно был очень популярен в Хотане, не меньшей популярностью пользовался культ его супруги – богини Харити.
*
Культы этой супружеской пары - это позднейшее приспособление к индийско-кушанскому пантеону. Тибетские источники говорят о существовании в Хотане культа богов покровителей оазиса — Вайшраваны и богини Шримахадеви (имя само по себе приложимое к любой богине), каждому из которых был построен храм.

Неоднократные упоминания о вере в «злого земного духа», распространённой, по-видимому, на всей территории Центральной и Средней Азии, в сопоставлении со столь же вездесущей четой четырёхруких божеств приводит к мысли, что здесь скрывается какой-то чрезвычайно древний культ божеств, соединяющих грозные демонические черты с чертами покровителей плодородия и богатства, который оказал влияние на развитие «черной веры» - религии Бон.
Отсюда

***
Когда я первый раз проводила незнакомый мне ритуал, было несколько знаков, которые мне запомнились - в видении мама-павлин и бегущий ребенок, в реале - голубь, который хотел сесть на березу, а я как раз направлялась к ней, но его спугнула сорока. Ритуал включал в себя молоко.
***

"Часть имени Ардвисуры-Анахиты перешла в фарси в форме Нахид, как название планеты Венеры и ее персонификация. С Венерой она соотносилась в Древней Персии (пехлевийское имя – Анахит), атрибуты Анахит – розы, голуби, павлины и т.д. *
*
Символ – молоко. Она дарует людям плодородие, богатство и земную любовь. Ее путь – через знания к гармонии. Греки отождествляли Анахиту с Афродитой, богинями плодородия, они также связывали ее с Афиной – богиней войны. В армянской мифологии существовала богиня любви Анахит или Анаит, которая позже стала называться Шамирам.

По авестийской мифологии, Ардвисура Анахита олицетворяет собой Мировое древо Хаому, которое, в той же мифологической традиции, ломает «царь птиц» Сэнмурв, рассыпая его семена, т.е. терзание здесь переходит в осеменение новой жизни. По сути, эта же идея прослеживается и в русском обряде «Вождения русалки», где разрывание и растаскивание соломенной куклы соотносится с осеменением полей.


***

Ардвисура-Анахитавоплощение женственности, любви и красоты – является дочерью самого Ахура-Мазды. Ее имя в переводе с иранского языка означает «могучий источник всемирных вод». В иранской мифологии она выступает как богиня Божественной Любви, плодородия и небесных вод, стекающих с вершины горы Харахваити в мифической стране Арьяна-Ваэджа, питает собой все источники, дает начало рекам, делает землю цветущей и плодородной.

В Авесте Ардвисура-Анахита описывается как прекрасная, стройная, высокоподпоясанная девушка знатного рода. Она оказывает помощь молящим ей о ниспослании сил и удовлетворяет просьбы лишь тех, кто чист сердцем и душой, отказывая в своем покровительстве служителям Зла. Не только люди, но и зороастрийские божества – Изеды – поклоняются перед великолепием прекрасной Ардвисуры-Анахиты. Даже сам Господь Ахура-Мазда возносил ей жертвы в священной стране Арьяна-Ваэдже, прося помощи в наставлении пророка доброй религии – Спитамы Заратуштры.

Культ Анахиты восходит ко временам матриархата, и в ее образе определенно читаются черты древнейшей богини-матери, дарующей силы всему живому.

Ардвисура-Анахита – милостивая богиня, она может пожалеть, простить и принять, проявить сострадание и милосердие. Она сама – Мать, и неудивительно, что она одаривает женщин материнством, помогает им при родах, как греческая Илифия или римская Луцина. Она же выступает и как покровительница и защитница детей.

Ардвисура дарует людям умение петь, связана с искусством, музыкой и артистизмом. Она – самая прекрасная из дочерей Господа Ахура-Мазды. Может пробуждать «спящие» способности человека. Воды Ардвисуры-Анахиты смывают тяжесть с души."

***


Ах! не с нами обитает
‎Гений чистый красоты;
Лишь порой он навещает
‎Нас с небесной высоты;
Он поспешен, как мечтанье,
‎Как воздушный утра сон;
Но в святом воспоминанье
‎Неразлучен с сердцем он!
Он лишь в чистые мгновенья
Бытия бывает к нам
И приносит откровенья,
‎Благотворные сердцам;
Чтоб о небе сердце знало
‎В темной области земной,
Нам туда сквозь покрывало
‎Он дает взглянуть порой;
И во всем, что здесь прекрасно,
‎Что наш мир животворит,
Убедительно и ясно
Он с душою говорит;
А когда нас покидает,
‎В дар любви у нас в виду
В нашем небе зажигает
‎Он прощальную звезду.
*

Жуковский, Лалла Рук что в переводе с персидского значит «тюльпанные щёчки»
***



Выстроить новые связи с сущностями и силами природы можно, но никто даже не подумал об этом. На самом деле никто не уничтожал саму природу и тех существ, что её населяют. У нас, с одной стороны, нет знаний об этом, с другой стороны, гнилая этика держит понимание, что всего этого не существует и всё это сказки, а зарабатывание копеек на жизнь доводит нас до срывов и желания послать всё это подальше.

Силы природы сейчас тоже существуют в послевоенном режиме, когда сама природа загажена и полумертва, требует отдельного подхода, если не сказать реанимации. Сейчас как никогда нужны новые маги-природники и шаманы, которые бы навели мосты с этими существами и организовали что-то более адекватное чем теперешний товар-деньги-товар.

Природные существа и сами бы рады с кем-нибудь дружить, так как наши действия могут весьма им помогать. Так что, если вы любите природу и не боитесь сказок - возможно, появится и понимание как действовать."


***

David Garrett - AIR (Johann Sebastian Bach)

***

15.05.2019  -
ДАМ.КИ.АННА - «Хозяйка Земли и Неба» - Ничего не напоминает?
*
Anno Domini - Анно Домини-ки
КИ - ЗЕМЛЯ
ДАМА как и положено даме в доме - ХОЗЯЙКА
АННА - НЕБО.
*
Бабушка Иисуса и мать Марии - АННА (НЕБО) - сестра Марии, мать ИВАНА-Овна - ЕЛИЗАВЕТА (Хозяйка) - МАРИЯ (Материя- Земля - КИ)
Доминик - ХОЗЯЙКА ЗЕМЛИ. И все это относится к ВЕНЕРЕ, которая показалась на моем горизонте 1 декабря 2018 года.
*
18.05.2019 -
Кто ты, мой Розенталь? - 4. Пифагор утверждал, что пентаграмма, или, как он её называл, гигиея (ύγιεια) (в честь греческой богини здоровья Гигиеи) представляет собой математическое совершенство, так как скрывает в себе золотое сечение (φ = (1+√5)/2 = 1,618…). Если разделить длину любого цветного сегмента пентакла на длину самого длинного из оставшихся меньших сегментов, то будет получено золотое сечение, которое в свою очередь пересекает параллельно направленную нить (φ).
*
«Пентаграмма Венеры» — это траектория, которую проходит планета Венера при наблюдении с Земли. Венера находится с Землёй в орбитальном резонансе 13:8 (8 оборотов Земли вокруг Солнца за 13 оборотов Венеры), смещаясь на 144° со времени соединений.

Значение 13:8 является приблизительным отношением, ибо 8/13 = 0.615385, а точный оборот Венеры происходит за 0.615187 земного года.
Tags: Бах, Венера, Легенды, Розенталь, Таджикистан, Фантазия и реальность, Чинара/Платан/Рыцари, боги, двойники, мифы, мифы. Сказания., молоко, павлин, погибшие и исчезнувшие цивилизации, подсказки, работа с Мирозданием/инфополем, разбор слов, элементраные существа, эльфы/феи, язык
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 10 comments