Человека красят поступки, а не внешний вид. И, да, я забыла, что в те времена (сегодня тоже) процветал/ет детский труд и рабство. Возможно, эта девочка, лишившись родителей, попала в рабство и сохранила учения своей семьи.
*
Странно, что никто не обратил внимание на ее чрeзмерную осведомленность в политических вопpосах и знаний языков. Разве учили в гареме этому?
Не лучше ли принять версию, что Хюррем с самого начала принадлежала к династической семье, игравшей роль на политической арене, а ее появление в гареме - был трюком политических противников.
*
Возможно, родители были убиты, а наследниками хотели сделать других, вот и продали в рабство, как Иосифа из библейской истории, свои же братья продали в рабство египтянам.
*
Еще несколько отрывков тех времен и о нашей героине:
Тайна имени
Разногласия начинаются сразу же - как на самом деле звали наложницу, которая станет верной женой султана. Посол Священной Римской империи в Османской империи Огьер Гизелин де Бусбек окрестил прекрасную даму Роксоланой - он не стал долго думать и в “Турецких записках” просто присвоил девушке прозвище по названию местности, где она якобы ранее проживала.
lady-dalet: На многих картинах написано РОССА, что вовсе не обозначает Русьская, а рыжая. Дочь Хюррем называли Златовлаcкой из-за ее рыже-русых волос.
Никаких документальных сведений о происхождении и родителей Роксоланы не существует - мифы, легенды.
Подкованная в политических делах Хюррем стала полноценным советником супруга. Ей дозволялось принимать послов из других государств и отвечать на письма правителей и вельмож. Кроме того, она продолжала обустраивать Стамбул. Именно Хюррем стала инициатором строительства множества мечетей, бань и общественных зданий.
Сам образ Роксоланы до сих пор вызывает противоречивые чувства у историков. Пока одни описывают ее как мудрую женщину, которая смогла добиться желаемого, начиная с самых низов, другие видят в ней коварную интриганку. Но никто не может отрицать, что Хюррем оказала серьезное влияние на всю Османскую империю." Quelle
Точное время и место рождения этой женщины неизвестны, как и имя, которое ей дали отец с матерью. Она появилась на свет между 1502 и 1505 годами предположительно на территории современной Украины. В юном возрасте ее похитили крымские татары, часто совершавшие грабительские набеги на соседние земли.
Девушка рано узнала, что такое работорговля и невольничий рынок. Из Крыма полонянку переправили в Стамбул, и по воле случая она оказалась в гареме султана.
Жизнь этой исторической личности нашла отражение в официальных документах и свидетельствах современников лишь с 1520 года, когда она привлекла внимание Сулеймана I.
Поскольку в гаремах османских султанов девушкам было принято давать новые имена или прозвища, за жизнерадостный и легкий характер будущую супругу правителя стали называть Хюррем, что означает «веселая, приносящая радость». А особый титул «Хасеки-султан» она получила в 1534 году, после официального бракосочетания с Сулейманом I.
Откуда же взялось красивое имя Роксолана?
Так эту неординарную женщину прозвали в Западной Европе. Первым это сделал посол Римской империи в Стамбуле Огьер Гизелин (Ожье Гислен) де Бусбек. В его книге «Турецкие записки» (Париж, 1589 год издания) супруга Сулеймана Великолепного названа в честь древней страны Роксолании. Именно так в Турции и ряде других государств той эпохи было принято называть территорию Западной Украины.
Поскольку дипломат О.Г. де Бусбек полагал, что сердце султана покорила девушка из народа роксоланов, так он ее и назвал в своем сочинении. За послом это имя подхватили другие средневековые авторы.
Роксоланы – это русские?
Одной из причин, почему исследователям не удается выяснить происхождение Хюррем Хасеки-султан, является ее неподтвержденное отношение к таинственному и безследно исчезнувшему народу.
Большинство этнографов считают, что роксоланы – это сармато-аланское племя. По данным античных авторов, они жили в Северном Причерноморье и у берегов Дуная со второго века до нашей эры до середины первого тысячелетия.
Этноним, очевидно, имеет два корня. Причем, его вторая часть «аланы» всем понятна, а по поводу первой ведутся жаркие споры.
Как известно, Хюррем умерла в апреле 1558 года в результате болезни, хотя по стране ходили слухи о коварных отравителях. Ее тело и по сей день покоится в восьмигранной куполообразной усыпальнице, рядом с мавзолеем венценосного супруга. Quelle
Существует и другая версия: Хюррем - это похищенная корсарами Хар-эд-Дина Маргарита Марсильи, рыжеволосая патрицианка из Сиены, которую в семье звали La Rossa
Остается еще добавить, что Хюррем активно занималась благотворительностью. Она отстроила в Стамбуле целый район, названный в честь нее Хасеки, с мечтью, медресе, начальной школой, фонтаном и больницей. А еще большие общественные бани, приюты и столовые для паломников в Анкаре, Эдирне, Мекке и Иерусалиме, который посетила после хаджа. Именно Сулейман Великолепный дал евреям право совершать молитвы у Стены плача, возможно, под влиянием супруги.
Богатых много, но есть люди с большим сердцем, готовые разделить свое богатство с другими.
Но положение Хюррем Султан и здесь было совершенно иным. Несомненно, она стала единственной в истории османской женщиной, которая больше всех занималась благотворительностью. Она возвела множество объектов в Мекке, Стамбуле, Иерусалиме и на острове Родос, начиная с комплекса Хасеки, хаммама Хасеки в Султанахмете, хаммама в Карапынаре, водных путей в Эдирне, и заканчивая фонтанами в Медине.
Ее объекты были возведены даже в труднодоступных местах. Данный случай напоминает одну пословицу: «Человека судят не по сплетням, а по его делам. Не стоит смотреть на сценарий или фильм». Последняя часть весьма отдалена от оригинала, но, очевидно, понятно, что именно я имел в виду.
Еще одно наиболее существенное подтверждение того, что османские женщины занимались благотворительностью, находится во дворце Топкапы – это комнаты Гарема.
Гарем начинается с Бирун Авлусу (Внешнего Двора), далее за ним следует Арабалар Капысы (Каретная дверь), а затем перед вами предстанет Долаплы Куббе (Шкафной Куббе). Как вы уже наверняка догадались, эта комната обставлена шкафами, а над входом находится Куббе (купол). И в этих шкафах хранились тетради благотворительных вакфов, за которыми присматривали находившееся в услужении черные евнухи (кара агалар).
Практически у всех женщин дворца, в зависимости от возможностей, были свои благотворительные проекты во дворце и вакфы относящиеся к ним. Для того, чтобы фонд продолжал свою работу и действие были созданы все необходимые условия.
Соответственно в гаремных тетрадях есть записи обо всех ступенях управления вакфами, условиях и списках совета попечителей, а так же они содержат множество иной интересной информации. Ввиду того, что женщинам дворца было сложно вести и эти дела, вместо них зачастую этим занимались черные евнухи. Только представьте, если данное помещение, находящееся одним из первых сразу после входа, было выделено для такого рода целей, то что же говорить о последующем.
Талха Угурлуел (турецкий историк, телеведущий, исследователь и путешественник), вместе с книгой «Кануни – Султан, покоривший мир», отправит вас в место рождения Кануни – Трабзон, в место, где он был Шехзаде – Манису, а так же в Стамбул, в который он прибыл Падишахом и из которого покорял Европу. Он расскажет о неизвестных сторонах таких людей, как Хюррем Султан, Паргалы Ибрагим, Михримах Султан, Рустем Паша и многих других исторических личностей… Quelle
Хюррем носила самые особенные наряды среди гаремных дам и была из тех, кто собственноручно моделировал и шил свои одеяния. Ахмет Рефик в «Женском Султанате» описывает платки, принадлежащие Хюррем, которые он видел в Музее исламских вакыфов. Один платок был голубым с вышитыми на нём зелёными и красными цветами и расшитыми краями, другой был из белого шёлка с вышивкой гвоздик из переплетения бумажных и золотых нитей, ещё один платок, записанный на Хюррем, был украшен небольшими жемчужинами на золотом фоне и игольным кружевом.
Были даже написаны статьи, оценивающие их художественную ценность. Также во дворце Топкапы есть разнообразные повязки на голову и платок, вышитый блестящей серебряной канителью и шёлком. Специалисты предполагают, что среди всех вещей во дворце, принадлежащих правящей семье, некоторые накидки, жилеты, рубашки и другая одежда, оригинальная своим кроем и материалами, может принадлежать Хюррем.
Поскольку известно, что она своими руками сшила для Элькаса Мирзы рубашку и накидку для бриться, очевидно, что она создавала свои наряды со щепетильностью профессиональной портнихи.
Имя ее дочери мне тоже ничего не говорит, зато ее внучки АЙША.