lady_dalet (lady_dalet) wrote,
lady_dalet
lady_dalet

Categories:

Волшебная флейта в чьих? руках...Cтрах перед образом женщины, стоящей у власти.

Я прочла многие легенды и мифы об удивительной женщине с именем Хюррем-Роксолана, фаворитке султана Сулеймана. Те, что немного коснулась, вызвали недоверие: предубеждение писавших явно выпирало наружу. Хотела написать свои мысли по поводу выдумок и складывающемуся негативному отталкивающему описанию этой женщины в средние века.
*
Ведь тогда власть принадлежала "тайному" правительству", заказы которых выполняли гильдии писателей. Они были обеспокоены размахом побеждавшего Падишаха, что мне напомнило историю Гогенштауфен, которые те же венецианцы уничтожали с остервенением. Скажу больше, эти семьи связаны между собой.

Я даже нашла параллель в Сказках 1001 ночь - сказки Шехерезады, как будто сценарий должен был материализоваться в 15м веке. Игра матрицы.

Для тайного правительства или Совета Десяти венецианцев, которые использовали появляющиеся на мировой арене империи в своих целях, вертя и сталкивая лбами, появление женщины рядом с султаном, ради которой отменялись установившиеся правила, говорило о не просто сильном, а мощном характере женского присутствия за стенами гарема, куда посторонним вход был запрещен. Oтсюда и всевозможны легенды. Hашла перевод одной книги, которую и представлю.

РОКСОЛАНА: «ВЕЛИЧАЙШАЯ ПРАВИТЕЛЬНИЦА ВОСТОКА».

"Одной из самых легендарных женщин ранней современной истории, известных как в Турции, так и в Европе является Хюррем Султан, Роксолана как ее еще называли европейцы, которая всегда была и остается очень противоречивой фигурой. Наряду со спорами вокруг образов других сильных и известных женщин своего времени, таких как Катерина Медичи, королева Марго или королева Елизавета I, Роксолана, в отличие от них, совершила стремительный взлет от рабыни султанского гарема до Султанши Османской империи. Это сделало ее образ особенно обсуждаемым и популярным, но, вместе с тем, и уязвимым к домыслам и негативным оценкам различных историков и писателей.

Будучи похищенной из Украины и проданной в Османский имперский гарем в начале шестнадцатого века, Роксолана быстро стала любимой наложницей Султана Сулеймана I, Великолепного (1494 -1566), а позже, его любимой женой (Хасеки), а так же могущественной султаншей. В ходе своего романа, продлившегося четыре десятилетия, вплоть до ее смерти, произошедшей в 1558 году, Роксолана имела власть не только над сердцем Сулеймана, но и над его двором, а так же выступала как главный политический советник Султана. Бывшая рабыня оказала огромное влияние на имперские дела и оставила неизгладимый след как в истории Османской империи, так и в европейском воображении.

Вокруг ее имени сложились различные теории и интерпретации, предлагаемые на протяжении веков. И это не удивительно, учитывая сколь долгое влияние она смогла оказывать на Сулеймана. В качестве того, чем она смогла удерживать Султана, называют как ее красоту, оптимистичный склад характера, милосердие, очаровательную улыбку и заразительный смех, ее острый, цепкий и быстрый ум, безжалостный гений, прагматизм и логическое мышление, помогающие в политических манипуляциях, сложный характер и музыкальный талант, так и использование колдовства и приворотных зелий.

Среди прочего, основной проблемой данной интерпретации и оценки является то, что зачастую, характеризуя Роксолану, авторы начинают искажать ее психологические черты и рассматривают ее действия вне социального и исторического контекста, в котором она жила.
*
Другой существенной проблемой для объективной оценки является то, что большинство образов базируются на представлениях о жизни Роксоланы ввиду отсутствия достаточного количества фактической информации о данной женщине.
*


Известно, что информация о ней, как и информация о других представителях имперского гарема долгое время была недоступна, как для самих турок, так и для иностранных посетителей.
*
В то время как основными источниками для оценки образа Хюррем впоследствии выступили ее переписка с Сулейманом, записи из гаремных книг, а так же переписка дипломатических представителей иностранных государств.

До сих пор сохранились дневники Сулеймана и их поэтическая любовная переписка с Хюррем, также как до наших дней дошли письма короля Сигизмунда II Августа, которые хотя бы отчасти обеспечивают нам подлинную возможность заглянуть в реальные события тех времен и составить хотя бы относительно объективный психологический портрет Роксоланы. Тем не менее, эти документы не были известны миру вплоть до девятнадцатого и двадцатого веков, когда негативный и мрачный образ Роксоланы был уже сформирован в литературе и истории.

Все остальные описания Хюррем-Роксоланы, начиная с комментариев османских историков XVI-XVII веков и более поздних периодов, а также европейских дипломатов, наблюдателей и путешественников, носили весьма субъективный и спекулятивный характер. Поскольку ни один из этих людей не был допущен в приближенный круг султанского гарема, окруженного несколькими стенами, они в своих мнениях в значительной степени полагались на слова служащих или придворных или же на популярных сплетнях и домыслах, гуляющих по Стамбулу.

Даже доклады венецианских послов при дворе Сулеймана, которые считаются самым обширным и объективным западным источником о Роксолане, полученным буквально из первых рук, на сегодняшний день часто заполнены собственными интерпретациями и домыслами авторов и переводчиков.

Большинство других западных источников шестнадцатого века, которыя считаются весьма авторитетными на сегодняшний день (такие как турецкие письма Оджио де Бюсбека, Эмиссара Священной Римской Империи Фердинанда I в промежутке между 1554 и 1562; относительно убийства шехзаде Мустафы - Николаса де Моффана; исторические хроники Турции Паоло Джовио; путевые заметки Луиджи Бессано) на самом деле были получены с чужих слов.

По большей части, они наполняли образ Роксоланы негативизмом и буквально демонизировали его, выставляя Хюррем в роли беспощадной интриганки, которая постоянно отравляла ум Сулеймана своими манипуляциями. И этот образ и вера в него тиражировались в массы, укрепляя уверенность, что Хасеки использовала колдовство, чтобы соблазнить Султана.

Например, тот же английский историк Ричард Кнолс, называя Роксолану "величайшей правительницей Востока", вместе с тем изображает ее как прагматичную и коварную женщину, которая полностью контролировала все действия Сулеймана.



В основе этого негативного образа, воссозданного в западной литературе и источниках, лежит множество причин:

бездумное тиражирование и распространение негативного отношения османского общества к Хюррем современными европейскими наблюдателями, так же как домыслы и провокации ренегатов как морально извращенных людей, общее неправильное представление о системе гарема в Османской империи, и, наконец, в дальнейшем страх образа женщины, стоящей у власти.

В то время как в конце семнадцатого века образ Роксоланы в Европе несколько изменился к лучшему, что, вероятно, связано с общим снижением угрозы со стороны Османской империи и последующим изменением отношения к туркам, традиция демонизации Хюррем продолжилась практически по привычке в последующих веках.

Публикация многочисленных трудов по истории Османской империи и соответствующих документов, таких как Geschichte des Osmanischen Reiches (1827–1835); Ranke’s Fürsten und Völker von Südeuropas (1827); Zinkeisen’s Geschichte des Osmanischen Reiches in Europa (1840–1863), изданные венецианские отчеты (1840-1855) в девятнадцатом веке, возродили интерес Запада к истории Турции, но и вместе с ним возродился и негативный образ, созданный западной общественностью вокруг Хюррем, стереотипное видение Роксоланы как главной интриганки своего времени.

Эти фундаментальные исторические исследования способствовали, прямо или косвенно, для дальнейшего распространения прежнего образа Роксоланы. В конце девятнадцатого и начале двадцатого веков в литературе еще можно найти большое количество предубеждений против Роксоланы. Тем не менее, ряд серьезных исторических исследований показал западу несостоятельность прежних представлений об османском гареме и конкретно о Хюррем.

Этой статьей автор попытается исправить отрицательное, однобокое и, буквально, патриархальное видение Роксоланы, которое доминировало на протяжении многих веков. В отличие от обвинений в отношении нее и создание образа ведьмы недобросовестными писателями-карьеристами, в этой статье подчеркиваются сильные стороны Роксоланы - ее ум, образованность, сила воли и другие таланты, позволившие ей не только выжить в кипящем мире османского имперского гарема, но и выйти победительницей.

Кроме того, ее действия можно рассмотреть как необходимые для выживания в системе турецкого рабства. Хотя на сегодняшний день нет ни одного систематического, не искаженного обзора или анализа жизни Хюррем на английском языке, кроме пары художественных произведений, в центре которых обозначена Роксолана, отдельных глав и страниц о ней в книгах по истории.

Такие работы существуют в польских и украинских, а также в других европейских источниках, например, в работах Джулиана Ньемсевича, Пантелеймона Кулиша, Шимона Аскенази, Агафангела Крымского, Михаила Грушевского, Владимира Храбоветского, Ярослава Киса, Елены Апанович, Ирины Кныш и других.

Кроме того, наши современники, такие как Марчин Бельский, Матей Стрыйкий , Марчин Броневски, Бернард Выповски и Михалон Литуан занялись исследованием, связанным с изучением турецкого рабства, его взаимосвязи с Польшей и Украиной, которые не были внимательно изучены в западной науке прежде.

Тем не менее, несмотря на непопулярность такого видения образа, эти восточноевропейские источники служат своего рода противоядием от старого стереотипно-зашоренного видения ответов на вопросы вековой давности.

Во всяком случае, свежий взгляд на Роксолану с точки зрения культурных перспектив и ее деятельности во многих сферах общества, позволяет нам сформировать более сбалансированное видение и связь с этой легендарной женщиной."




Nikolai Rimsky-Korsakov - Scheherazade


Продолжение следует.
Tags: cущность человека, Венеция, Хюррем-Роксолана, женщина, мир и сказки
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 10 comments

Recent Posts from This Journal