Пробуждение богов (lady_dalet) wrote,
Пробуждение богов
lady_dalet

Categories:

Волшебная флейта в чьих? руках...Cтрах перед образом женщины, стоящей у власти.

Я прочла многие легенды и мифы об удивительной женщине с именем Хюррем-Роксолана, фаворитке султана Сулеймана. Те, что немного коснулась, вызвали недоверие: предубеждение писавших явно выпирало наружу. Хотела написать свои мысли по поводу выдумок и складывающемуся негативному отталкивающему описанию этой женщины в средние века.
*
Ведь тогда власть принадлежала "тайному" правительству", заказы которых выполняли гильдии писателей. Они были обеспокоены размахом побеждавшего Падишаха, что мне напомнило историю Гогенштауфен, которые те же венецианцы уничтожали с остервенением. Скажу больше, эти семьи связаны между собой.

Я даже нашла параллель в Сказках 1001 ночь - сказки Шехерезады, как будто сценарий должен был материализоваться в 15м веке. Игра матрицы.

Для тайного правительства или Совета Десяти венецианцев, которые использовали появляющиеся на мировой арене империи в своих целях, вертя и сталкивая лбами, появление женщины рядом с султаном, ради которой отменялись установившиеся правила, говорило о не просто сильном, а мощном характере женского присутствия за стенами гарема, куда посторонним вход был запрещен. Oтсюда и всевозможны легенды. Hашла перевод одной книги, которую и представлю.

РОКСОЛАНА: «ВЕЛИЧАЙШАЯ ПРАВИТЕЛЬНИЦА ВОСТОКА».

"Одной из самых легендарных женщин ранней современной истории, известных как в Турции, так и в Европе является Хюррем Султан, Роксолана как ее еще называли европейцы, которая всегда была и остается очень противоречивой фигурой. Наряду со спорами вокруг образов других сильных и известных женщин своего времени, таких как Катерина Медичи, королева Марго или королева Елизавета I, Роксолана, в отличие от них, совершила стремительный взлет от рабыни султанского гарема до Султанши Османской империи. Это сделало ее образ особенно обсуждаемым и популярным, но, вместе с тем, и уязвимым к домыслам и негативным оценкам различных историков и писателей.

Будучи похищенной из Украины и проданной в Османский имперский гарем в начале шестнадцатого века, Роксолана быстро стала любимой наложницей Султана Сулеймана I, Великолепного (1494 -1566), а позже, его любимой женой (Хасеки), а так же могущественной султаншей. В ходе своего романа, продлившегося четыре десятилетия, вплоть до ее смерти, произошедшей в 1558 году, Роксолана имела власть не только над сердцем Сулеймана, но и над его двором, а так же выступала как главный политический советник Султана. Бывшая рабыня оказала огромное влияние на имперские дела и оставила неизгладимый след как в истории Османской империи, так и в европейском воображении.

Вокруг ее имени сложились различные теории и интерпретации, предлагаемые на протяжении веков. И это не удивительно, учитывая сколь долгое влияние она смогла оказывать на Сулеймана. В качестве того, чем она смогла удерживать Султана, называют как ее красоту, оптимистичный склад характера, милосердие, очаровательную улыбку и заразительный смех, ее острый, цепкий и быстрый ум, безжалостный гений, прагматизм и логическое мышление, помогающие в политических манипуляциях, сложный характер и музыкальный талант, так и использование колдовства и приворотных зелий.

Среди прочего, основной проблемой данной интерпретации и оценки является то, что зачастую, характеризуя Роксолану, авторы начинают искажать ее психологические черты и рассматривают ее действия вне социального и исторического контекста, в котором она жила.
*
Другой существенной проблемой для объективной оценки является то, что большинство образов базируются на представлениях о жизни Роксоланы ввиду отсутствия достаточного количества фактической информации о данной женщине.
*


Известно, что информация о ней, как и информация о других представителях имперского гарема долгое время была недоступна, как для самих турок, так и для иностранных посетителей.
*
В то время как основными источниками для оценки образа Хюррем впоследствии выступили ее переписка с Сулейманом, записи из гаремных книг, а так же переписка дипломатических представителей иностранных государств.

До сих пор сохранились дневники Сулеймана и их поэтическая любовная переписка с Хюррем, также как до наших дней дошли письма короля Сигизмунда II Августа, которые хотя бы отчасти обеспечивают нам подлинную возможность заглянуть в реальные события тех времен и составить хотя бы относительно объективный психологический портрет Роксоланы. Тем не менее, эти документы не были известны миру вплоть до девятнадцатого и двадцатого веков, когда негативный и мрачный образ Роксоланы был уже сформирован в литературе и истории.

Все остальные описания Хюррем-Роксоланы, начиная с комментариев османских историков XVI-XVII веков и более поздних периодов, а также европейских дипломатов, наблюдателей и путешественников, носили весьма субъективный и спекулятивный характер. Поскольку ни один из этих людей не был допущен в приближенный круг султанского гарема, окруженного несколькими стенами, они в своих мнениях в значительной степени полагались на слова служащих или придворных или же на популярных сплетнях и домыслах, гуляющих по Стамбулу.

Даже доклады венецианских послов при дворе Сулеймана, которые считаются самым обширным и объективным западным источником о Роксолане, полученным буквально из первых рук, на сегодняшний день часто заполнены собственными интерпретациями и домыслами авторов и переводчиков.

Большинство других западных источников шестнадцатого века, которыя считаются весьма авторитетными на сегодняшний день (такие как турецкие письма Оджио де Бюсбека, Эмиссара Священной Римской Империи Фердинанда I в промежутке между 1554 и 1562; относительно убийства шехзаде Мустафы - Николаса де Моффана; исторические хроники Турции Паоло Джовио; путевые заметки Луиджи Бессано) на самом деле были получены с чужих слов.

По большей части, они наполняли образ Роксоланы негативизмом и буквально демонизировали его, выставляя Хюррем в роли беспощадной интриганки, которая постоянно отравляла ум Сулеймана своими манипуляциями. И этот образ и вера в него тиражировались в массы, укрепляя уверенность, что Хасеки использовала колдовство, чтобы соблазнить Султана.

Например, тот же английский историк Ричард Кнолс, называя Роксолану "величайшей правительницей Востока", вместе с тем изображает ее как прагматичную и коварную женщину, которая полностью контролировала все действия Сулеймана.



В основе этого негативного образа, воссозданного в западной литературе и источниках, лежит множество причин:

бездумное тиражирование и распространение негативного отношения османского общества к Хюррем современными европейскими наблюдателями, так же как домыслы и провокации ренегатов как морально извращенных людей, общее неправильное представление о системе гарема в Османской империи, и, наконец, в дальнейшем страх образа женщины, стоящей у власти.

В то время как в конце семнадцатого века образ Роксоланы в Европе несколько изменился к лучшему, что, вероятно, связано с общим снижением угрозы со стороны Османской империи и последующим изменением отношения к туркам, традиция демонизации Хюррем продолжилась практически по привычке в последующих веках.

Публикация многочисленных трудов по истории Османской империи и соответствующих документов, таких как Geschichte des Osmanischen Reiches (1827–1835); Ranke’s Fürsten und Völker von Südeuropas (1827); Zinkeisen’s Geschichte des Osmanischen Reiches in Europa (1840–1863), изданные венецианские отчеты (1840-1855) в девятнадцатом веке, возродили интерес Запада к истории Турции, но и вместе с ним возродился и негативный образ, созданный западной общественностью вокруг Хюррем, стереотипное видение Роксоланы как главной интриганки своего времени.

Эти фундаментальные исторические исследования способствовали, прямо или косвенно, для дальнейшего распространения прежнего образа Роксоланы. В конце девятнадцатого и начале двадцатого веков в литературе еще можно найти большое количество предубеждений против Роксоланы. Тем не менее, ряд серьезных исторических исследований показал западу несостоятельность прежних представлений об османском гареме и конкретно о Хюррем.

Этой статьей автор попытается исправить отрицательное, однобокое и, буквально, патриархальное видение Роксоланы, которое доминировало на протяжении многих веков. В отличие от обвинений в отношении нее и создание образа ведьмы недобросовестными писателями-карьеристами, в этой статье подчеркиваются сильные стороны Роксоланы - ее ум, образованность, сила воли и другие таланты, позволившие ей не только выжить в кипящем мире османского имперского гарема, но и выйти победительницей.

Кроме того, ее действия можно рассмотреть как необходимые для выживания в системе турецкого рабства. Хотя на сегодняшний день нет ни одного систематического, не искаженного обзора или анализа жизни Хюррем на английском языке, кроме пары художественных произведений, в центре которых обозначена Роксолана, отдельных глав и страниц о ней в книгах по истории.

Такие работы существуют в польских и украинских, а также в других европейских источниках, например, в работах Джулиана Ньемсевича, Пантелеймона Кулиша, Шимона Аскенази, Агафангела Крымского, Михаила Грушевского, Владимира Храбоветского, Ярослава Киса, Елены Апанович, Ирины Кныш и других.

Кроме того, наши современники, такие как Марчин Бельский, Матей Стрыйкий , Марчин Броневски, Бернард Выповски и Михалон Литуан занялись исследованием, связанным с изучением турецкого рабства, его взаимосвязи с Польшей и Украиной, которые не были внимательно изучены в западной науке прежде.

Тем не менее, несмотря на непопулярность такого видения образа, эти восточноевропейские источники служат своего рода противоядием от старого стереотипно-зашоренного видения ответов на вопросы вековой давности.

Во всяком случае, свежий взгляд на Роксолану с точки зрения культурных перспектив и ее деятельности во многих сферах общества, позволяет нам сформировать более сбалансированное видение и связь с этой легендарной женщиной."




Nikolai Rimsky-Korsakov - Scheherazade


Продолжение следует.
Tags: cущность человека, Венеция, Хюррем-Роксолана, женщина, мир и сказки
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Памир

    ПАМИР ДАВНО СЧИТАЕТСЯ одним из важнейших сакральных мест нашей планеты. Еще в "Махабхарате" можно найти упоминание о Упа-Меру, стране вокруг Меру,…

  • Дни перед Лита

    Вчера с утра намеревала достаточно энергии, чтобы провести день по запланированному. Получилось. Даже дождик удалось отодвинуть, чтобы благополучно…

  • Возвращение на круги...

    Мы переживаем, наверное, самую масштабную перезагрузку с начала разделения веток (А будут и ещё крупнее). Что это значит, запускаются новые циклы,…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 10 comments

Recent Posts from This Journal

  • Памир

    ПАМИР ДАВНО СЧИТАЕТСЯ одним из важнейших сакральных мест нашей планеты. Еще в "Махабхарате" можно найти упоминание о Упа-Меру, стране вокруг Меру,…

  • Дни перед Лита

    Вчера с утра намеревала достаточно энергии, чтобы провести день по запланированному. Получилось. Даже дождик удалось отодвинуть, чтобы благополучно…

  • Возвращение на круги...

    Мы переживаем, наверное, самую масштабную перезагрузку с начала разделения веток (А будут и ещё крупнее). Что это значит, запускаются новые циклы,…