lady_dalet (lady_dalet) wrote,
lady_dalet
lady_dalet

Category:

Иудаизм: поиски Бога в Писании и традиции

МОИСЕЙ, Христос, Малер, Маркс, Фрейд, Эйнштейн... Что объединяет этих выдающихся людей? Все они были евреи, и каждый внес свой вклад в мировую культуру. На протяжении тысячелетий еврейский народ занимал особое место в истории человечества. И сама Библия свидетельствует об этом.

2 Иудаизм, в отличие от прочих древних религий и культов, опирается не на мифы, а на реальные исторические события. Однако стоит ли уделять внимание религии столь малого народа численностью около 14,5 миллиона человек, при том что население планеты составляет более 6 миллиардов?
Почему иудаизму стоит уделить внимание?

3 Во-первых, своими корнями иудаизм уходит в глубокую древность, ему около 4 000 лет. Священному Писанию евреев в той или иной мере обязаны другие мировые религии. (Смотрите рамку на странице 220.) Прежде всего, оно взято за основу христианством, родоначальником которого был живший в I веке н. э. Иисус Христос (евр. Иешу́а). Любой читатель Корана тоже заметит, что ислам напрямую связан со священными текстами евреев (сура 2:48—57; 32:23, 24). Поэтому, знакомясь с иудаизмом, мы, по сути, знакомимся с происхождением множества различных религий и культов.

4 Во-вторых, важно учесть, что в поисках истинного Бога религия евреев играет ключевую роль. Согласно Еврейским Писаниям, Аврам, праотец евреев, живший около 4 000 лет назад, уже чтил истинного Бога. Поэтому стоит обратить внимание на то, как возник этот народ и его вера.

Как возник еврейский народ?

5 Можно сказать, что этот народ исторически восходит к говорящей на древнееврейском языке семитской ветви (Бытие 10:1, 21—32; 1 Паралипоменон 1:17—28, 34; 2:1, 2). Примерно 4 тысячи лет назад Аврам покинул процветающий халдейский город Ур в Шумере и отправился в ханаанскую землю, о которой Бог сказал: «Потомству твоему отдам Я эту землю» (Бытие 11:31—12:7). В Бытии 14:13 о нем говорится как об «Авраме-Иври» (Авраме еврее), позже его стали называть Авраамом (Бытие 17:4—6). От него, его сына Исаака и внука Иакова, впоследствии получившего имя Израиль, берет начало еврейская родословная линия (Бытие 32:27—29). У Израиля было 12 сыновей, которые стали родоначальниками 12 племен, или колен. Одним из них был Иуда, от имени которого произошло слово «иудей» (4 Царств 16:6).

6 Со временем иудеями стали называть не только потомков Иуды, но и всех израильтян (Есфирь 3:6; 9:20). Поскольку в 70 году н. э. римляне полностью разрушили Иерусалим и уничтожили родословные записи, ни один еврей сегодня не может точно определить, из какого он племени. Тем не менее религия древних евреев продолжила свое существование и претерпела немало изменений. Сегодня иудаизм исповедуют миллионы евреев не только в Государстве Израиль, но и в Диаспоре, то есть в других странах мира. На чем основывается эта религия?
Моисей, Закон и народ Израиль

7 В 1943 году до н. э. Бог избрал Аврама для особой миссии. За верность и готовность отдать в жертву своего сына Исаака (хотя эта жертва не потребовалась) Бог его благословил, торжественно пообещав: «Мною клянусь,— говорит Господь [евр. יהוה, ЙХВХ],— что так как ты сделал это дело и не пожалел сына своего единственного, то Я благословлять буду тебя, и умножая умножу потомство твое, как звезды небесные... И благословятся в потомстве [«семени», ВП] твоем все народы земли за то, что ты послушался голоса Моего». Эту же клятву он повторил сыну и внуку Авраама, а позже их потомкам из племени Иуды и линии Давида. Ни в одном народе не было такого строгого монотеизма, или единобожия, при котором Бог напрямую общался с людьми. Именно такое представление о Боге стало отправной точкой религии евреев (Бытие 12:1—3; 22:1—18; 26:3—5; 28:13—15; Псалом 88 [89, Тх]:4, 5, 29, 30, 36, 37).

8 Чтобы исполнить обещания, данные Аврааму, Бог заключил с его потомками особый завет, или соглашение, образовав из них народ Израиль. Вождем народа и посредником соглашения между Богом и Израилем был Моисей. Что мы о нем знаем и какую роль он исполнил в истории евреев? В библейской книге Исход рассказывается, что Моисей родился в Египте в 1593 году до н. э. Его родители вместе с остальными израильтянами находились в рабстве. Господь знал Моисея «лицом к лицу». Он повелел ему освободить народ и привести его в Ханаан, в Обетованную землю (Второзаконие 6:23; 34:10). Моисей стал посредником при соглашении между Богом и Израилем. Также он был пророком, судьей, вождем и летописцем (Исход 2:1—3:22).

9 Закон, который обещали соблюдать израильтяне, включал в себя Десять заповедей, или Десятословие, и свыше 600 законов, содержавших различные указания и руководство относительно повседневных дел. (Смотрите рамку на странице 211.) Закон охватывал все стороны жизни — и житейское, и святое. Он содержал требования бытового, нравственного и религиозного характера.

10 Моисеев закон, как свод религиозных правил и принципов, определял содержание и форму веры патриархов. В итоге потомки Авраама стали народом, посвященным Богу. Так начала складываться религия евреев, чтобы весь народ мог единодушно поклоняться Богу. В Исходе 19:5, 6 про обещание Бога говорится: «Если вы будете слушаться гласа Моего и соблюдать завет Мой, то... будете у Меня царством священников и народом святым». Таким образом, израильтяне должны были стать народом, избранным для исполнения воли Бога. Однако в соглашении отмечалось, что Бог сдержит свои обещания только при условии, что израильтяне «будут слушаться гласа» его. Теперь посвященный Богу народ стал ему подотчетен. Поэтому в VIII веке до н. э. Бог сказал израильтянам: «Мои свидетели вы, говорит Господь [евр. יהוה, ЙХВХ], и раб Мой, которого Я избрал» (Исаия 43:10, 12, ВП).
Священники, пророки и цари в Израиле

11 В пустыне по пути в Обетованную землю Бог учредил в израильском народе священство, передаваемое по линии Аарона, брата Моисея. Для богослужений и жертвоприношений стал использоваться большой переносной шатер, или скиния (Исход, главы 26—28). В конце концов народ Израиль достиг Ханаана, Обетованной земли, и завоевал его, как повелевал Бог (Иисус Навин 1:2—6). Позже в Израиле была установлена царская власть, и в 1077 году до н. э. царем стал Давид из племени Иуды. При нем духовная и государственная власть в стране упрочились. Иерусалим стал религиозным центром и столицей Израиля (1 Царств 8:7).

12 После смерти Давида его сын Соломон построил в Иерусалиме величественный храм, который заменил скинию. Поскольку Бог заключил с Давидом соглашение, согласно которому его потомство должно было навеки унаследовать престол, евреи ожидали, что Мессия, помазанный царь, будет из его рода. По пророчествам, через мессианского царя, или «семя», над Израилем и всеми другими народами воцарится идеальный владыка (Бытие 22:18, ВП). Мессианские ожидания прочно укоренились в религии евреев и стали ее неотъемлемой частью (2 Царств 7:8—16; Псалом 71 [72, Тх]:1—20; Исаия 11:1—10; Захария 9:9, 10).

13 Но израильтяне поддались влиянию языческой религии хананеев и прочих соседних народов, поэтому в конце концов нарушили соглашение с Богом. Бог Иегова не раз посылал к народу своих пророков, наставляя их и призывая обратиться к нему. Итак, пророчества стали еще одной отличительной особенностью религии евреев. Они составляют значительную часть Еврейских Писаний, в которых 18 книг названы именами пророков (Исаия 1:4—17).

14 Наиболее выдающимися пророками были Исаия, Иеремия и Иезекииль. Все они предупреждали погрязший в идолопоклонстве народ о грядущем наказании от Иеговы. Оно постигло вероотступнический Израиль в 607 году до н. э., когда Иегова позволил Вавилону, в то время господствующей державе, разрушить Иерусалим и храм, а народ увести в плен. История подтверждает 70-летнее пленение Израиля, которое большей частью пришлось на VI век до н. э. Все пророчества сбылись (2 Паралипоменон 36:20, 21; Иеремия 25:11, 12; Даниил 9:2).

15 В 539 году до н. э. Кир Персидский одержал победу над Вавилоном и позволил евреям вернуться на родину и восстановить храм в Иерусалиме. Хотя часть израильтян воспользовалась этой возможностью, большинство все же остались под влиянием Вавилона. Позже евреи впитали в себя элементы персидской культуры. В разных местах на Ближнем Востоке и в Средиземноморье возникли еврейские поселения. В каждой общине центрами богослужений становились синагоги. Очевидно, что восстановленный Иерусалимский храм при этом постепенно утрачивал свою значимость. Так рассеявшиеся по миру евреи образовали Диаспору (Ездра 2:64, 65).
Иудаизм в греческом облачении

16 В IV веке до н. э. рассеявшиеся по миру, оторванные от своих корней еврейские общины подверглись влиянию инородной культуры, наводнившей Средиземноморье и другие области. Источником этого влияния была Греция. В итоге иудаизм обрел черты эллинизма.

17 В 332 году до н. э. Александр Македонский с молниеносной быстротой завоевал Ближний Восток и, когда он подступил к Иерусалиму, евреи радушно его встретили. Преемники Александра продолжили его политику эллинизации, насаждая греческий язык, культуру и философию во всех частях империи. В конечном итоге смешение греческой и еврейской культур повлекло за собой непредвиденные последствия.

18 Евреи в Диаспоре стали говорить уже не по-еврейски, а по-гречески. Поэтому к началу III века до н. э. была организована работа над первым переводом Еврейских Писаний на греческий язык — Септуагинтой. С его помощью многие другие народы могли познакомиться с религией евреев, по достоинству оценить и даже принять ее. Евреи же все больше знакомились с воззрениями греков и некоторые даже становились философами, что было абсолютно чуждо еврейству. Пример тому — Филон Александрийский, философ I века н. э., который пытался соединить иудаизм с греческой философией, считая, что и то и другое в конечном счете ведет к истине.

19 Размышляя о периоде взаимовлияния греческой и еврейской культур, историк Макс Даймонт написал, что евреи «обогащались идеями Платона, логикой Аристотеля, теоремами Эвклида. Пользуясь этими новыми орудиями анализа, еврейские ученые заново подступили к Торе. [...] Они поставили себе целью сплавить греческое Рацио с еврейским Откровением» (Даймонт М. Евреи, Бог и история). События, которым предстояло свершиться во время правления Рима, поглотившего Греческую империю, а в 63 году до н. э. и Иерусалим, готовили почву для еще более значительных перемен.
Иудаизм в период римского господства

20 В I веке н. э. иудаизм находился в необычном состоянии. По словам Макса Даймонта, евреям пришлось «балансировать между римским мечом и притягательностью греческой мысли». Страдавшие от политического гнета и движимые мессианскими пророчествами, особенно пророчествами Даниила, они с нетерпением ожидали Мессию. Образовалось множество сект. Фарисеи придавали большее значение устному закону, чем жертвоприношениям в храме. (Смотрите рамку на странице 221.) Саддукеи же подчеркивали важность храма и священства. Еще существовали ессеи, зелоты и иродиане. У каждой из этих групп были свои религиозные и философские взгляды. Раввины, как законоучители и духовные предводители еврейского народа, приобретали все больший вес в обществе, образовывая новую религиозную элиту.

21 Внутренние и внешние конфликты в иудаизме все больше обострялись и были ощутимы особенно в Израиле. Против Рима вспыхнуло открытое восстание. В 70 году н. э. римские войска окружили Иерусалим и полностью его разрушили. Храм был сожжен дотла, а жители города рассеялись. Евреям строго запрещалось селиться в Иерусалиме. Лишенным храма и родины, разбросанным по всей римской империи еврейским общинам, чтобы сохранить свою религию, нужно было найти для нее новую форму.

22 С разрушением храма саддукеи сошли с исторической сцены, и главенствующую роль стал играть устный закон, которого строго придерживались фарисеи. Так возник раввинистический иудаизм. Храмовые жертвоприношения и паломничества заменились усердным изучением Закона, молитвой и делами благочестия. Таким образом иудаизм можно было исповедовать где угодно и когда угодно, в любой культурной среде. Раввины облекли устный закон в письменную форму, добавив к нему комментарии, а позже — комментарии к комментариям. Все это вместе стало известно как Талмуд. (Смотрите рамку на странице 221.)

23 К чему привели все эти события? Макс Даймонт пишет, что факел иудейской религии и идеологии дальше понесли фарисеи. «Свет этого факела был, несомненно, еврейским, но зажжен он был греческими философами». Хотя Талмуд в основном содержал правовые положения иудаизма, но притчи и пояснения в нем явно дышали греческой философией. В иудаизме нашли свое место религиозные представления греков, например о бессмертии души. В тот новый раввинистический период евреи стали так благоговейно относиться к Талмуду — смеси правовых предписаний и философских идей,— что к началу Средних веков почитали его больше, чем само Священное Писание.
Иудаизм в Средневековье

24 В Средние века (500—1500 н. э.) появились две четко различимые группы евреев: сефарды, процветавшие под властью мусульман в Испании, и ашкеназы, жившие в Центральной и Восточной Европе. В обеих этих группах были раввины-мудрецы, чьи мысли и писания и по сей день составляют основу еврейских религиозных толкований. Стоит отметить, что многие известные сегодня традиции и обряды в иудаизме зародились именно в Средние века. (Смотрите рамку на странице 231.)

25 В XII веке по многим странам прокатилась волна гонений на евреев. Как отметил Абба Эвен в своей книге об истории этого народа, «в любой стране... попавшей под безраздельное влияние Католической церкви, наблюдалась одна и та же картина: всяческие унижения, пытки, убийства и изгнание» евреев (Eban A. My People—The Story of the Jews). В 1492 году, когда Испания снова стала католической, евреи были изгнаны из страны. Так, к концу XV века в Западной Европе их практически не осталось: они бежали в страны Восточной Европы и Средиземноморья.

26 На протяжении многовековой истории гнета и преследований из среды евреев в разных частях мира появлялись самозванные лжемессии. Сколько бы людей ни следовало за ними, всех в итоге ждало разочарование. К XVII веку, чтобы вырваться из плена тьмы и отчаяния, евреям требовалось что-то новое. И к середине следующего столетия возникло течение, призванное возродить былой дух еврейства,— хасидизм. (Смотрите рамку на странице 226.) Его приверженцам в повседневной жизни и богослужениях были свойственны мистицизм и религиозная экзальтация. В тот же период философ Мозес Мендельсон (1729—1786), немецкий еврей, предложил альтернативу — просветительское движение Гаскала, давшее начало так называемому реформистскому иудаизму.
От просветительства к сионизму

27 По мнению Мозеса Мендельсона, евреи обретут признание, если откажутся от ограничений, налагаемых Талмудом, и приспособятся к западной культуре. В свое время он стал одним из самых уважаемых евреев в среде мировой интеллигенции. Однако в XIX веке новые вспышки антисемитизма, в особенности в православной России, принесли разочарование последователям Мендельсона, и многие евреи сосредоточились на поисках политического убежища. Они перестали ждать Мессию, который бы вернул евреев в Израиль, и стали искать другие способы создания еврейского государства. Поэтому, по словам одной энциклопедии, «секуляризация... еврейской идеи мессианства» стала основной концепцией сионизма.
28 Холокост (1935—1945), или фашистское массовое уничтожение 6 миллионов евреев в Европе, дал решающий толчок сионизму и вызвал в мировом сообществе сочувствие к этой нации. Мечта сионистов исполнилась в 1948 году, когда было создано Государство Израиль. Итак, обсудив историю иудаизма, давайте теперь поговорим о том, во что верят евреи сегодня.
Бог один

29 По сути, иудаизм — это религия еврейского народа. Поэтому те, кто принимает эту религию, приобщаются к ее народу. Ее приверженцы исповедует монотеизм в строгом смысле этого слова. По их утверждению, Бог влияет на историю человечества, особенно на историю еврейства. Религиозная жизнь евреев включает в себя ежегодные праздники и обычаи. (Смотрите рамку на страницах 230—231.) Хотя не существует признанных всеми евреями символов веры или догматов, вера в единого Бога, выраженная в молитве, называемой «Шма» (основанной на Второзаконии 6:4), составляет основу богослужений в синагогах: «Слушай, Исраэйль, Господь, Бог наш, Господь один».
30 Веру в единого Бога позаимствовали христианство и ислам. В своем комментарии к тексту Торы раввин Й. Герц написал, что «провозглашение монотеизма одновременно стало объявлением войны всему, что связано с политеизмом... [...] „Шма“ отрицает идею триединства, лежащую в основе всех христианских учений... [Идея триединства] является прямым и непосредственным отступлением от концепции абсолютного единства Творца» (Пятикнижие и ѓафтарот). Давайте теперь рассмотрим, что, согласно иудаизму, происходит с человеком после смерти.

Смерть, душа и воскресение мертвых

31 В основу современного иудаизма входит вера в бессмертие души — представление о том, что душа остается жить после смерти тела. Но исходит ли это учение из Библии? В одной еврейской энциклопедии признается: «Учение о бессмертной душе, по всей видимости, пришло в иудаизм из греческой философии» (Encyclopaedia Judaica). Однако при этом возникла проблема догматики. Как указывается в том же источнике, «по сути, учения о воскресении мертвых и о бессмертной душе противоречат друг другу. Одно гласит, что в конце дней будет всеобщее воскресение (мертвые, спящие в прахе земли, возвратятся к жизни), а другое описывает состояние души после смерти тела». Как же в иудаизме разрешается эта дилемма? «Считается, что после смерти человека душа продолжает жить в другом мире (отсюда возникли все учения об аде и небесном рае), а тела всех мертвых лежат в могиле до времени физического воскресения на земле».
32 Университетский преподаватель Артур Херцберг пишет: «Согласно [еврейской] Библии, все, что связано с жизнью человека, ограничено этим миром. Учений об аде и небесном рае в ней нет, зато там не раз говорится о воскресении мертвых в конце дней» (Hertzberg A. Judaism). Это — простое и точное объяснение библейского учения, а именно, что «мертвые не знают ничего... ибо в Шеоле [общей могиле человечества], куда ты уйдешь, нет ни действия, ни разуменья, ни мудрости, ни знанья» (Екклесиаст 9:5, 10, Ветхий Завет. Перевод с древнееврейского; Даниил 12:1, 2; Исаия 26:19).
33 Согласно вышеупомянутой энциклопедии, «в раввинистический период учение о воскресении мертвых считалось одним из основных в иудаизме» и «не имело ничего общего с верой в... бессмертную душу» (Encyclopaedia Judaica). Сегодня же все направления иудаизма признают бессмертие души, но не все признают воскресение мертвых.

34 Тем не менее, в отличие от Библии, созданный под влиянием эллинизма Талмуд пытается объяснить бессмертие души, а также содержит множество историй о ней и даже ее описаний. Позже мистическое течение каббала́ пошло еще дальше, проповедуя реинкарнацию (переселение душ) — учение, главным образом индуистское. (Смотрите главу 5.) Теперь же его считают неотъемлемой частью иудаизма, оно занимает важное место в вероучении и литературе хасидизма. Например, Мартин Бубер упоминает о переселении душ в своих «Хасидских историях», рассказывая случай из школы Элимелеха, раввина из Лизенска: «В день искупления раввин Авраам Иегошуа читал молитву, которую первосвященник произносил в Иерусалимском храме. Когда он доходил до места: „Так он говорил“, он никогда не произносил этих слов, но произносил: „Так я говорил“, поскольку он не забыл время, когда его душа была в теле иерусалимского первосвященника» (Buber M. Tales of the Hasidim—The Later Masters).

35 Реформистский иудаизм вообще отверг веру в воскресение мертвых. Это слово было удалено из реформистских молитвенников, и единственным признанным учением стало учение о бессмертной душе. Однако библейская точка зрения ясно выражена в Бытии 2:7: «И создал Господь Бог человека из праха земного, и вдунул в ноздри его дыхание жизни, и стал человек существом живым [«душою живою», ВП]». «Душа живая» — это совокупность тела и духа, или жизненной силы (Бытие 2:7; 7:22; Псалом 145 [146, Тх]:4). Когда же грешный человек умирает, умирает душа (Иезекииль 18:4, 20). А потому после смерти человека его сознательное существование прекращается. Его жизненная сила возвращается к Богу, который дал ее (Екклесиаст 3:19; 9:5, 10; 12:7) Библейская истина такова — мертвых в будущем ждет воскресение (евр. техия́т хамети́м — «возвращение к жизни»).

36 Возможно, даже многие евреи удивятся, узнав, что преданные Богу люди тысячелетиями верили в воскресение мертвых. Около 3 500 лет назад Иов, страдая, надеялся на то, что Бог вернет его из шеола, или могилы (Иов 14:14, 15). Пророк Даниил получил заверение, что Бог воскресит его «в конце дней» (Даниил 12:2, 13).

37 Нигде в Библии нет и намека на то, что те верные евреи верили в бессмертную душу, которая продолжает жить где-то в потустороннем мире. Несомненно, у них были все основания верить, что Всевышний Господь, который исчисляет звезды во Вселенной и управляет ими, вспомнит и воскресит людей, преданных ему и его имени (Второзаконие 7:9; Псалом 146 [147, Тх]:4; Исаия 25:7, 8; 40:25, 26).
Иудаизм и имя Бога

38 Согласно иудаизму, имя Бога существует в письменной форме, но оно настолько свято, что его нельзя произносить вслух. В результате за 2 000 лет его точное произношение было забыто. Но евреи не всегда так относились к имени Бога. Около 3 500 лет назад Бог повелел Моисею: «Так скажи сынам Исраэйлевым: Господь [евр. יהוה, ЙХВХ], Бог отцов ваших, Бог Авраама, Бог Ицхака и Бог Яакова послал меня к вам. Вот имя Мое навеки, это память обо Мне из рода в род» (Исход 3:15; Псалом 134 [135, Тх]:13) Что же это за имя и память? В английском переводе Танаха в сноске к этому стиху объясняется: «Имя ЙХВХ (традиционно произносимое как адона́й, или Господь) восходит к глаголу хайа́ — „быть“». Итак, здесь стоит святое имя Бога, тетраграмматон, четыре еврейские согласные буквы ЙХВХ (Яхве), которые в русском языке традиционно передаются как Иегова.

39 На протяжении веков евреи неизменно придавали собственному имени Бога огромное значение, хотя по прошествии времени отношение к его использованию в корне изменилось. В книге «Талмуд для всех» А. Коуэн пишет: «К „особому имени“ (шем хамефораш), то есть тетраграмматону ЙХВХ, которое Бог открыл израильскому народу, относились с особым благоговением» (Cohen A. Everyman’s Talmud). К Божьему имени относились с трепетом, поскольку оно представляло и характеризовало самого Бога. Ведь Бог сам объявил свое имя и призвал свой народ произносить его, тем более, в еврейском каноне Библии это имя появляется 6 828 раз. Однако набожные евреи считают неуважительным произносить собственное имя Бога.

40 Относительно древнего раввинского (не основанного на Библии) запрета произносить имя Бога раввин А. Марморштейн в своей книге «Древнее раввинское учение о Боге» пишет: «Когда-то этот запрет [произносить Божье имя] был абсолютно неведом евреям... Ни в Египте, ни в Вавилонии они не знали и не соблюдали предписания, запрещающего произносить имя Бога, тетраграмматон, в повседневных разговорах или приветствиях. Но с III века до н. э. по III век н. э. такой запрет уже существовал и частично соблюдался» (Marmorstein A. The Old Rabbinic Doctrine of God). В более ранний период произносить это имя не только позволялось, но и, по словам А. Коуэна, «было время, когда даже простые люди поощрялись свободно и открыто его использовать... Предположительно, это делалось с целью отличить евреев от [неевреев]».

41 Откуда же тогда возник запрет на оглашение Божьего имени? Раввин А. Марморштейн отвечает: «Под влиянием эллинизма, противящегося религии евреев, а также вероотступнического священства и знати возникло правило не произносить тетраграмматон в Святилище [в Иерусалимском храме]». В пылу рвения не произносить попусту имени Господа они подавляли всякие попытки употреблять это имя и тем самым устраняли или затушевывали то, что отличает истинного Бога от всех других богов. Под натиском религиозной оппозиции и вероотступников евреи перестали употреблять Божье имя.

42 Однако, как говорит А. Коуэн, «в библейские времена люди смело произносили [Божье имя] в повседневной речи». В Бытии 12:8 сказано, что патриарх еврейского народа Авраам «призвал имя Господа». Большинство тех, кто писал еврейскую Библию, свободно и в то же время уважительно использовали имя Бога вплоть до написания книги пророка Малахии в V веке до н. э. (Руфь 1:8, 9, 17).

43 Нет никаких сомнений в том, что в древности евреи писали и произносили Божье имя. Марморштейн признает, что позднее положение изменилось: «В первой половине III века до н. э. произошла большая перемена в отношении к имени Бога, которая значительно повлияла на еврейскую богословскую и философскую мысль и последствия которой ощущаются и по сей день». Устранение имени Бога способствовало тому, что представление о некоем безликом Боге образовало вакуум, который быстро заполнился учением христианских церквей о Троице (Исход 15:1—3).
44 Отказ от употребления Божьего имени обесценивает поклонение истинному Богу. Как сказал один комментатор, «когда Бога называют Господом, это верно, но, к сожалению, его образ становится холодным и безликим... Необходимо осознавать, что, переводя слова ЙХВХ и „Адонай“ словом „Господь“, переводчик вносит во многие места Ветхого Завета ноту формальности, и Бог становится абстрактным и далеким, что совершенно не соответствует исходному тексту» (Dentan R. The Knowledge of God in Ancient Israel). Как печально, что столь важное и величественное имя Яхве, или Иегова, удалено из многих переводов Библии, тогда как оно тысячи раз неизменно появляется в древнееврейском тексте! (Исаия 43:10—12).
Все еще в ожидании Мессии?
45 В Еврейских Писаниях содержится множество пророчеств, которые давали евреям, жившим около 2 000 лет назад, надежду на Мессию. Во 2 Царств 7:11—16 указывается, что Мессия будет потомком Давида. В Исаии 11:1—10 говорится, что во время его правления на всей земле восторжествует праведность и мир. Согласно Даниила 9:24—27, можно было вычислить время появления Мессии и его смерти.
46 В I веке евреи находились в ожидании Мессии. Они верили, что это будет «наделенный харизмой потомок Давида, которого Бог воздвигнет, чтобы сокрушить иго язычников [римлян], восстановить и возглавить израильское царство» (Encyclopaedia Judaica). Однако воинственный Мессия, которого ожидали евреи, так и не появился.
47 В «Новой британской энциклопедии» отмечается, что мессианская надежда для евреев была жизненно необходима, она сплачивала их и помогала претерпевать все беды и испытания. В ней говорится: «Евреи и их религия в значительной степени выжили благодаря твердой надежде на Мессию и на лучшее будущее». Однако в эпоху развития современного иудаизма (XVIII—XIX века) многие евреи перестали ждать Мессию. В итоге после холокоста многие из них потеряли терпение и надежду. Мессианские ожидания стали для них некоей обузой и превратились в символ грядущей новой эры, мира и благоденствия. С тех пор евреи в целом уже не верят в Мессию как в личность.

48 Такой новый религиозный взгляд, далекий от мессианских надежд, порождает серьезные вопросы: было ли ошибкой то, что иудеи тысячелетиями верили в Мессию как в личность? Что приведет человека к истинному Богу: иудаизм древних времен с примесью греческой философии? Или иудаизм без Мессии, разные формы которого появились в течение последних 200 лет? А может, все-таки есть иной путь, неизменно и точно держащийся мессианской надежды?

49 Чтобы разобраться в этих вопросах, мы предлагаем евреям, искренне чтящим Бога, еще раз вернуться к вопросу мессианства Иисуса из Назарета — но не такого, каким представляют его христианские церкви, а каким его описывают евреи в Греческих Писаниях. Зачастую Иисуса отвергают из-за небиблейского учения о Троице, чуждого любому еврею, твердо верящему непреложной истине: «Господь, Бог наш, Господь один» (Второзаконие 6:4). Поэтому мы призываем вас непредвзято прочитать следующую главу и познакомиться с Иисусом, о котором рассказывают Греческие Писания.
[Сноски]

В Бытии 17:18 на еврейском языке используется выражение ха-элохи́м, где перед словом элохим (Бог) стоит определенный артикль ха. В изданном на многих языках «Священном Писании — Переводе нового мира» это выражение передается как «истинный Бог».
В этой главе все цитаты из Священного Писания, если не оговаривается особо, взяты из перевода под редакцией Д. Йосифона, изданного в Иерусалиме в 1975—1978 годах. Названия библейских книг приводятся в согласии с устоявшейся русской традицией.
Хронология, представленная здесь, основана на Библии. (Смотрите урок номер 3 «События в потоке времени» в книге «Все Писание вдохновлено Богом и полезно», изданной Свидетелями Иеговы на многих языках.)

По словам еврейского историка I века Йосефа бен Маттитйаху (Иосифа Флавия), когда Александр прибыл в Иерусалим, евреи открыли ему ворота и показали пророчество из книги Даниила, написанное более чем за 200 лет до того, в котором ясно говорилось о завоеваниях Александра — царя Греции (Иудейские древности. XI. 8. 5; Даниил 8:5—8, 21).
В период Маккавеев (Хасмонеев, 165—63 до н. э.) иудейские правители, например Иоханан Гиркан, даже проводили массовое обращение в иудаизм путем завоеваний. Стоит заметить, что в начале нашей эры 10 процентов населения Средиземноморья исповедовали иудаизм. Это ярко свидетельствует о том, насколько успешно евреи обращали других в свою веру.
Согласно «Новой британской энциклопедии», «учение христианства о триединстве... отличает его от двух других исконно монотеистических религий [иудаизма и ислама]». Учение о Троице было принято церковью несмотря на то, что в «христианском каноне нет никаких конкретных утверждений, что Бог триедин».
В Мишне сказано: «Какие лица не имеют удела в будущем мире? Кто говорит, что нет воскресения мертвых» (Санхедрин 10:1, перевод Н. Переферковича). Учение о воскресении также составляет последний из 13 основных принципов иудейской веры, сформулированных Маймонидом. Вплоть до XX века отрицание воскресения рассматривалось как ересь.
«В Библии не сказано, что у человека есть душа. „Нефеш“ — это сам человек из плоти и крови, со всеми его потребностями» (Х. Орлински, Еврейский объединенный колледж).
В английском переводе Танаха, выпущенным Еврейским издательским обществом, в Исходе 6:3 имя Бога в виде тетраграмматона (четырех еврейских букв) появляется прямо в английском тексте (Tanakh—A New Translation of the Holy Scripture. The Jewish Publication Society).

В «Иудейской энциклопедии» говорится: «Имя ЙХВХ перестали произносить... из-за неверного толкования третьей заповеди „не произноси имени Господа, Бога твоего, попусту“ (Исх. 20:7 и Втор. 5:11), тогда как истинный ее смысл — „не клянись ложно именем ЙХВХ, Бога твоего“» (Encyclopaedia Judaica).
Гебраист, профессор богословия Джордж Ховард из Университета штата Джорджия говорит: «С течением времени эти две фигуры [Бог и Христос] слились воедино так, что часто их уже нельзя было отличить друг от друга. Возможно, именно устранение тетраграмматона вызвало христологические и тринитарные споры, будоражившие церковь в первые века нашей эры. Как бы то ни было, похоже, что удаление тетраграмматона породило религиозную атмосферу, резко отличавшуюся от той, которая царила в период Нового Завета в I веке» (Biblical Archaeology Review, 03/1978).
Взято из книги ОСБ История Свидетелей И.
Tags: Мировое правительство
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 5 comments