Пробуждение богов (lady_dalet) wrote,
Пробуждение богов
lady_dalet

Category:

Иудаизм: поиски Бога в Писании и традиции

МОИСЕЙ, Христос, Малер, Маркс, Фрейд, Эйнштейн... Что объединяет этих выдающихся людей? Все они были евреи, и каждый внес свой вклад в мировую культуру. На протяжении тысячелетий еврейский народ занимал особое место в истории человечества. И сама Библия свидетельствует об этом.

2 Иудаизм, в отличие от прочих древних религий и культов, опирается не на мифы, а на реальные исторические события. Однако стоит ли уделять внимание религии столь малого народа численностью около 14,5 миллиона человек, при том что население планеты составляет более 6 миллиардов?
Почему иудаизму стоит уделить внимание?

3 Во-первых, своими корнями иудаизм уходит в глубокую древность, ему около 4 000 лет. Священному Писанию евреев в той или иной мере обязаны другие мировые религии. (Смотрите рамку на странице 220.) Прежде всего, оно взято за основу христианством, родоначальником которого был живший в I веке н. э. Иисус Христос (евр. Иешу́а). Любой читатель Корана тоже заметит, что ислам напрямую связан со священными текстами евреев (сура 2:48—57; 32:23, 24). Поэтому, знакомясь с иудаизмом, мы, по сути, знакомимся с происхождением множества различных религий и культов.

4 Во-вторых, важно учесть, что в поисках истинного Бога религия евреев играет ключевую роль. Согласно Еврейским Писаниям, Аврам, праотец евреев, живший около 4 000 лет назад, уже чтил истинного Бога. Поэтому стоит обратить внимание на то, как возник этот народ и его вера.

Как возник еврейский народ?

5 Можно сказать, что этот народ исторически восходит к говорящей на древнееврейском языке семитской ветви (Бытие 10:1, 21—32; 1 Паралипоменон 1:17—28, 34; 2:1, 2). Примерно 4 тысячи лет назад Аврам покинул процветающий халдейский город Ур в Шумере и отправился в ханаанскую землю, о которой Бог сказал: «Потомству твоему отдам Я эту землю» (Бытие 11:31—12:7). В Бытии 14:13 о нем говорится как об «Авраме-Иври» (Авраме еврее), позже его стали называть Авраамом (Бытие 17:4—6). От него, его сына Исаака и внука Иакова, впоследствии получившего имя Израиль, берет начало еврейская родословная линия (Бытие 32:27—29). У Израиля было 12 сыновей, которые стали родоначальниками 12 племен, или колен. Одним из них был Иуда, от имени которого произошло слово «иудей» (4 Царств 16:6).

6 Со временем иудеями стали называть не только потомков Иуды, но и всех израильтян (Есфирь 3:6; 9:20). Поскольку в 70 году н. э. римляне полностью разрушили Иерусалим и уничтожили родословные записи, ни один еврей сегодня не может точно определить, из какого он племени. Тем не менее религия древних евреев продолжила свое существование и претерпела немало изменений. Сегодня иудаизм исповедуют миллионы евреев не только в Государстве Израиль, но и в Диаспоре, то есть в других странах мира. На чем основывается эта религия?
Моисей, Закон и народ Израиль

7 В 1943 году до н. э. Бог избрал Аврама для особой миссии. За верность и готовность отдать в жертву своего сына Исаака (хотя эта жертва не потребовалась) Бог его благословил, торжественно пообещав: «Мною клянусь,— говорит Господь [евр. יהוה, ЙХВХ],— что так как ты сделал это дело и не пожалел сына своего единственного, то Я благословлять буду тебя, и умножая умножу потомство твое, как звезды небесные... И благословятся в потомстве [«семени», ВП] твоем все народы земли за то, что ты послушался голоса Моего». Эту же клятву он повторил сыну и внуку Авраама, а позже их потомкам из племени Иуды и линии Давида. Ни в одном народе не было такого строгого монотеизма, или единобожия, при котором Бог напрямую общался с людьми. Именно такое представление о Боге стало отправной точкой религии евреев (Бытие 12:1—3; 22:1—18; 26:3—5; 28:13—15; Псалом 88 [89, Тх]:4, 5, 29, 30, 36, 37).

8 Чтобы исполнить обещания, данные Аврааму, Бог заключил с его потомками особый завет, или соглашение, образовав из них народ Израиль. Вождем народа и посредником соглашения между Богом и Израилем был Моисей. Что мы о нем знаем и какую роль он исполнил в истории евреев? В библейской книге Исход рассказывается, что Моисей родился в Египте в 1593 году до н. э. Его родители вместе с остальными израильтянами находились в рабстве. Господь знал Моисея «лицом к лицу». Он повелел ему освободить народ и привести его в Ханаан, в Обетованную землю (Второзаконие 6:23; 34:10). Моисей стал посредником при соглашении между Богом и Израилем. Также он был пророком, судьей, вождем и летописцем (Исход 2:1—3:22).

9 Закон, который обещали соблюдать израильтяне, включал в себя Десять заповедей, или Десятословие, и свыше 600 законов, содержавших различные указания и руководство относительно повседневных дел. (Смотрите рамку на странице 211.) Закон охватывал все стороны жизни — и житейское, и святое. Он содержал требования бытового, нравственного и религиозного характера.

10 Моисеев закон, как свод религиозных правил и принципов, определял содержание и форму веры патриархов. В итоге потомки Авраама стали народом, посвященным Богу. Так начала складываться религия евреев, чтобы весь народ мог единодушно поклоняться Богу. В Исходе 19:5, 6 про обещание Бога говорится: «Если вы будете слушаться гласа Моего и соблюдать завет Мой, то... будете у Меня царством священников и народом святым». Таким образом, израильтяне должны были стать народом, избранным для исполнения воли Бога. Однако в соглашении отмечалось, что Бог сдержит свои обещания только при условии, что израильтяне «будут слушаться гласа» его. Теперь посвященный Богу народ стал ему подотчетен. Поэтому в VIII веке до н. э. Бог сказал израильтянам: «Мои свидетели вы, говорит Господь [евр. יהוה, ЙХВХ], и раб Мой, которого Я избрал» (Исаия 43:10, 12, ВП).
Священники, пророки и цари в Израиле

11 В пустыне по пути в Обетованную землю Бог учредил в израильском народе священство, передаваемое по линии Аарона, брата Моисея. Для богослужений и жертвоприношений стал использоваться большой переносной шатер, или скиния (Исход, главы 26—28). В конце концов народ Израиль достиг Ханаана, Обетованной земли, и завоевал его, как повелевал Бог (Иисус Навин 1:2—6). Позже в Израиле была установлена царская власть, и в 1077 году до н. э. царем стал Давид из племени Иуды. При нем духовная и государственная власть в стране упрочились. Иерусалим стал религиозным центром и столицей Израиля (1 Царств 8:7).

12 После смерти Давида его сын Соломон построил в Иерусалиме величественный храм, который заменил скинию. Поскольку Бог заключил с Давидом соглашение, согласно которому его потомство должно было навеки унаследовать престол, евреи ожидали, что Мессия, помазанный царь, будет из его рода. По пророчествам, через мессианского царя, или «семя», над Израилем и всеми другими народами воцарится идеальный владыка (Бытие 22:18, ВП). Мессианские ожидания прочно укоренились в религии евреев и стали ее неотъемлемой частью (2 Царств 7:8—16; Псалом 71 [72, Тх]:1—20; Исаия 11:1—10; Захария 9:9, 10).

13 Но израильтяне поддались влиянию языческой религии хананеев и прочих соседних народов, поэтому в конце концов нарушили соглашение с Богом. Бог Иегова не раз посылал к народу своих пророков, наставляя их и призывая обратиться к нему. Итак, пророчества стали еще одной отличительной особенностью религии евреев. Они составляют значительную часть Еврейских Писаний, в которых 18 книг названы именами пророков (Исаия 1:4—17).

14 Наиболее выдающимися пророками были Исаия, Иеремия и Иезекииль. Все они предупреждали погрязший в идолопоклонстве народ о грядущем наказании от Иеговы. Оно постигло вероотступнический Израиль в 607 году до н. э., когда Иегова позволил Вавилону, в то время господствующей державе, разрушить Иерусалим и храм, а народ увести в плен. История подтверждает 70-летнее пленение Израиля, которое большей частью пришлось на VI век до н. э. Все пророчества сбылись (2 Паралипоменон 36:20, 21; Иеремия 25:11, 12; Даниил 9:2).

15 В 539 году до н. э. Кир Персидский одержал победу над Вавилоном и позволил евреям вернуться на родину и восстановить храм в Иерусалиме. Хотя часть израильтян воспользовалась этой возможностью, большинство все же остались под влиянием Вавилона. Позже евреи впитали в себя элементы персидской культуры. В разных местах на Ближнем Востоке и в Средиземноморье возникли еврейские поселения. В каждой общине центрами богослужений становились синагоги. Очевидно, что восстановленный Иерусалимский храм при этом постепенно утрачивал свою значимость. Так рассеявшиеся по миру евреи образовали Диаспору (Ездра 2:64, 65).
Иудаизм в греческом облачении

16 В IV веке до н. э. рассеявшиеся по миру, оторванные от своих корней еврейские общины подверглись влиянию инородной культуры, наводнившей Средиземноморье и другие области. Источником этого влияния была Греция. В итоге иудаизм обрел черты эллинизма.

17 В 332 году до н. э. Александр Македонский с молниеносной быстротой завоевал Ближний Восток и, когда он подступил к Иерусалиму, евреи радушно его встретили. Преемники Александра продолжили его политику эллинизации, насаждая греческий язык, культуру и философию во всех частях империи. В конечном итоге смешение греческой и еврейской культур повлекло за собой непредвиденные последствия.

18 Евреи в Диаспоре стали говорить уже не по-еврейски, а по-гречески. Поэтому к началу III века до н. э. была организована работа над первым переводом Еврейских Писаний на греческий язык — Септуагинтой. С его помощью многие другие народы могли познакомиться с религией евреев, по достоинству оценить и даже принять ее. Евреи же все больше знакомились с воззрениями греков и некоторые даже становились философами, что было абсолютно чуждо еврейству. Пример тому — Филон Александрийский, философ I века н. э., который пытался соединить иудаизм с греческой философией, считая, что и то и другое в конечном счете ведет к истине.

19 Размышляя о периоде взаимовлияния греческой и еврейской культур, историк Макс Даймонт написал, что евреи «обогащались идеями Платона, логикой Аристотеля, теоремами Эвклида. Пользуясь этими новыми орудиями анализа, еврейские ученые заново подступили к Торе. [...] Они поставили себе целью сплавить греческое Рацио с еврейским Откровением» (Даймонт М. Евреи, Бог и история). События, которым предстояло свершиться во время правления Рима, поглотившего Греческую империю, а в 63 году до н. э. и Иерусалим, готовили почву для еще более значительных перемен.
Иудаизм в период римского господства

20 В I веке н. э. иудаизм находился в необычном состоянии. По словам Макса Даймонта, евреям пришлось «балансировать между римским мечом и притягательностью греческой мысли». Страдавшие от политического гнета и движимые мессианскими пророчествами, особенно пророчествами Даниила, они с нетерпением ожидали Мессию. Образовалось множество сект. Фарисеи придавали большее значение устному закону, чем жертвоприношениям в храме. (Смотрите рамку на странице 221.) Саддукеи же подчеркивали важность храма и священства. Еще существовали ессеи, зелоты и иродиане. У каждой из этих групп были свои религиозные и философские взгляды. Раввины, как законоучители и духовные предводители еврейского народа, приобретали все больший вес в обществе, образовывая новую религиозную элиту.

21 Внутренние и внешние конфликты в иудаизме все больше обострялись и были ощутимы особенно в Израиле. Против Рима вспыхнуло открытое восстание. В 70 году н. э. римские войска окружили Иерусалим и полностью его разрушили. Храм был сожжен дотла, а жители города рассеялись. Евреям строго запрещалось селиться в Иерусалиме. Лишенным храма и родины, разбросанным по всей римской империи еврейским общинам, чтобы сохранить свою религию, нужно было найти для нее новую форму.

22 С разрушением храма саддукеи сошли с исторической сцены, и главенствующую роль стал играть устный закон, которого строго придерживались фарисеи. Так возник раввинистический иудаизм. Храмовые жертвоприношения и паломничества заменились усердным изучением Закона, молитвой и делами благочестия. Таким образом иудаизм можно было исповедовать где угодно и когда угодно, в любой культурной среде. Раввины облекли устный закон в письменную форму, добавив к нему комментарии, а позже — комментарии к комментариям. Все это вместе стало известно как Талмуд. (Смотрите рамку на странице 221.)

23 К чему привели все эти события? Макс Даймонт пишет, что факел иудейской религии и идеологии дальше понесли фарисеи. «Свет этого факела был, несомненно, еврейским, но зажжен он был греческими философами». Хотя Талмуд в основном содержал правовые положения иудаизма, но притчи и пояснения в нем явно дышали греческой философией. В иудаизме нашли свое место религиозные представления греков, например о бессмертии души. В тот новый раввинистический период евреи стали так благоговейно относиться к Талмуду — смеси правовых предписаний и философских идей,— что к началу Средних веков почитали его больше, чем само Священное Писание.
Иудаизм в Средневековье

24 В Средние века (500—1500 н. э.) появились две четко различимые группы евреев: сефарды, процветавшие под властью мусульман в Испании, и ашкеназы, жившие в Центральной и Восточной Европе. В обеих этих группах были раввины-мудрецы, чьи мысли и писания и по сей день составляют основу еврейских религиозных толкований. Стоит отметить, что многие известные сегодня традиции и обряды в иудаизме зародились именно в Средние века. (Смотрите рамку на странице 231.)

25 В XII веке по многим странам прокатилась волна гонений на евреев. Как отметил Абба Эвен в своей книге об истории этого народа, «в любой стране... попавшей под безраздельное влияние Католической церкви, наблюдалась одна и та же картина: всяческие унижения, пытки, убийства и изгнание» евреев (Eban A. My People—The Story of the Jews). В 1492 году, когда Испания снова стала католической, евреи были изгнаны из страны. Так, к концу XV века в Западной Европе их практически не осталось: они бежали в страны Восточной Европы и Средиземноморья.

26 На протяжении многовековой истории гнета и преследований из среды евреев в разных частях мира появлялись самозванные лжемессии. Сколько бы людей ни следовало за ними, всех в итоге ждало разочарование. К XVII веку, чтобы вырваться из плена тьмы и отчаяния, евреям требовалось что-то новое. И к середине следующего столетия возникло течение, призванное возродить былой дух еврейства,— хасидизм. (Смотрите рамку на странице 226.) Его приверженцам в повседневной жизни и богослужениях были свойственны мистицизм и религиозная экзальтация. В тот же период философ Мозес Мендельсон (1729—1786), немецкий еврей, предложил альтернативу — просветительское движение Гаскала, давшее начало так называемому реформистскому иудаизму.
От просветительства к сионизму

27 По мнению Мозеса Мендельсона, евреи обретут признание, если откажутся от ограничений, налагаемых Талмудом, и приспособятся к западной культуре. В свое время он стал одним из самых уважаемых евреев в среде мировой интеллигенции. Однако в XIX веке новые вспышки антисемитизма, в особенности в православной России, принесли разочарование последователям Мендельсона, и многие евреи сосредоточились на поисках политического убежища. Они перестали ждать Мессию, который бы вернул евреев в Израиль, и стали искать другие способы создания еврейского государства. Поэтому, по словам одной энциклопедии, «секуляризация... еврейской идеи мессианства» стала основной концепцией сионизма.
28 Холокост (1935—1945), или фашистское массовое уничтожение 6 миллионов евреев в Европе, дал решающий толчок сионизму и вызвал в мировом сообществе сочувствие к этой нации. Мечта сионистов исполнилась в 1948 году, когда было создано Государство Израиль. Итак, обсудив историю иудаизма, давайте теперь поговорим о том, во что верят евреи сегодня.
Бог один

29 По сути, иудаизм — это религия еврейского народа. Поэтому те, кто принимает эту религию, приобщаются к ее народу. Ее приверженцы исповедует монотеизм в строгом смысле этого слова. По их утверждению, Бог влияет на историю человечества, особенно на историю еврейства. Религиозная жизнь евреев включает в себя ежегодные праздники и обычаи. (Смотрите рамку на страницах 230—231.) Хотя не существует признанных всеми евреями символов веры или догматов, вера в единого Бога, выраженная в молитве, называемой «Шма» (основанной на Второзаконии 6:4), составляет основу богослужений в синагогах: «Слушай, Исраэйль, Господь, Бог наш, Господь один».
30 Веру в единого Бога позаимствовали христианство и ислам. В своем комментарии к тексту Торы раввин Й. Герц написал, что «провозглашение монотеизма одновременно стало объявлением войны всему, что связано с политеизмом... [...] „Шма“ отрицает идею триединства, лежащую в основе всех христианских учений... [Идея триединства] является прямым и непосредственным отступлением от концепции абсолютного единства Творца» (Пятикнижие и ѓафтарот). Давайте теперь рассмотрим, что, согласно иудаизму, происходит с человеком после смерти.

Смерть, душа и воскресение мертвых

31 В основу современного иудаизма входит вера в бессмертие души — представление о том, что душа остается жить после смерти тела. Но исходит ли это учение из Библии? В одной еврейской энциклопедии признается: «Учение о бессмертной душе, по всей видимости, пришло в иудаизм из греческой философии» (Encyclopaedia Judaica). Однако при этом возникла проблема догматики. Как указывается в том же источнике, «по сути, учения о воскресении мертвых и о бессмертной душе противоречат друг другу. Одно гласит, что в конце дней будет всеобщее воскресение (мертвые, спящие в прахе земли, возвратятся к жизни), а другое описывает состояние души после смерти тела». Как же в иудаизме разрешается эта дилемма? «Считается, что после смерти человека душа продолжает жить в другом мире (отсюда возникли все учения об аде и небесном рае), а тела всех мертвых лежат в могиле до времени физического воскресения на земле».
32 Университетский преподаватель Артур Херцберг пишет: «Согласно [еврейской] Библии, все, что связано с жизнью человека, ограничено этим миром. Учений об аде и небесном рае в ней нет, зато там не раз говорится о воскресении мертвых в конце дней» (Hertzberg A. Judaism). Это — простое и точное объяснение библейского учения, а именно, что «мертвые не знают ничего... ибо в Шеоле [общей могиле человечества], куда ты уйдешь, нет ни действия, ни разуменья, ни мудрости, ни знанья» (Екклесиаст 9:5, 10, Ветхий Завет. Перевод с древнееврейского; Даниил 12:1, 2; Исаия 26:19).
33 Согласно вышеупомянутой энциклопедии, «в раввинистический период учение о воскресении мертвых считалось одним из основных в иудаизме» и «не имело ничего общего с верой в... бессмертную душу» (Encyclopaedia Judaica). Сегодня же все направления иудаизма признают бессмертие души, но не все признают воскресение мертвых.

34 Тем не менее, в отличие от Библии, созданный под влиянием эллинизма Талмуд пытается объяснить бессмертие души, а также содержит множество историй о ней и даже ее описаний. Позже мистическое течение каббала́ пошло еще дальше, проповедуя реинкарнацию (переселение душ) — учение, главным образом индуистское. (Смотрите главу 5.) Теперь же его считают неотъемлемой частью иудаизма, оно занимает важное место в вероучении и литературе хасидизма. Например, Мартин Бубер упоминает о переселении душ в своих «Хасидских историях», рассказывая случай из школы Элимелеха, раввина из Лизенска: «В день искупления раввин Авраам Иегошуа читал молитву, которую первосвященник произносил в Иерусалимском храме. Когда он доходил до места: „Так он говорил“, он никогда не произносил этих слов, но произносил: „Так я говорил“, поскольку он не забыл время, когда его душа была в теле иерусалимского первосвященника» (Buber M. Tales of the Hasidim—The Later Masters).

35 Реформистский иудаизм вообще отверг веру в воскресение мертвых. Это слово было удалено из реформистских молитвенников, и единственным признанным учением стало учение о бессмертной душе. Однако библейская точка зрения ясно выражена в Бытии 2:7: «И создал Господь Бог человека из праха земного, и вдунул в ноздри его дыхание жизни, и стал человек существом живым [«душою живою», ВП]». «Душа живая» — это совокупность тела и духа, или жизненной силы (Бытие 2:7; 7:22; Псалом 145 [146, Тх]:4). Когда же грешный человек умирает, умирает душа (Иезекииль 18:4, 20). А потому после смерти человека его сознательное существование прекращается. Его жизненная сила возвращается к Богу, который дал ее (Екклесиаст 3:19; 9:5, 10; 12:7) Библейская истина такова — мертвых в будущем ждет воскресение (евр. техия́т хамети́м — «возвращение к жизни»).

36 Возможно, даже многие евреи удивятся, узнав, что преданные Богу люди тысячелетиями верили в воскресение мертвых. Около 3 500 лет назад Иов, страдая, надеялся на то, что Бог вернет его из шеола, или могилы (Иов 14:14, 15). Пророк Даниил получил заверение, что Бог воскресит его «в конце дней» (Даниил 12:2, 13).

37 Нигде в Библии нет и намека на то, что те верные евреи верили в бессмертную душу, которая продолжает жить где-то в потустороннем мире. Несомненно, у них были все основания верить, что Всевышний Господь, который исчисляет звезды во Вселенной и управляет ими, вспомнит и воскресит людей, преданных ему и его имени (Второзаконие 7:9; Псалом 146 [147, Тх]:4; Исаия 25:7, 8; 40:25, 26).
Иудаизм и имя Бога

38 Согласно иудаизму, имя Бога существует в письменной форме, но оно настолько свято, что его нельзя произносить вслух. В результате за 2 000 лет его точное произношение было забыто. Но евреи не всегда так относились к имени Бога. Около 3 500 лет назад Бог повелел Моисею: «Так скажи сынам Исраэйлевым: Господь [евр. יהוה, ЙХВХ], Бог отцов ваших, Бог Авраама, Бог Ицхака и Бог Яакова послал меня к вам. Вот имя Мое навеки, это память обо Мне из рода в род» (Исход 3:15; Псалом 134 [135, Тх]:13) Что же это за имя и память? В английском переводе Танаха в сноске к этому стиху объясняется: «Имя ЙХВХ (традиционно произносимое как адона́й, или Господь) восходит к глаголу хайа́ — „быть“». Итак, здесь стоит святое имя Бога, тетраграмматон, четыре еврейские согласные буквы ЙХВХ (Яхве), которые в русском языке традиционно передаются как Иегова.

39 На протяжении веков евреи неизменно придавали собственному имени Бога огромное значение, хотя по прошествии времени отношение к его использованию в корне изменилось. В книге «Талмуд для всех» А. Коуэн пишет: «К „особому имени“ (шем хамефораш), то есть тетраграмматону ЙХВХ, которое Бог открыл израильскому народу, относились с особым благоговением» (Cohen A. Everyman’s Talmud). К Божьему имени относились с трепетом, поскольку оно представляло и характеризовало самого Бога. Ведь Бог сам объявил свое имя и призвал свой народ произносить его, тем более, в еврейском каноне Библии это имя появляется 6 828 раз. Однако набожные евреи считают неуважительным произносить собственное имя Бога.

40 Относительно древнего раввинского (не основанного на Библии) запрета произносить имя Бога раввин А. Марморштейн в своей книге «Древнее раввинское учение о Боге» пишет: «Когда-то этот запрет [произносить Божье имя] был абсолютно неведом евреям... Ни в Египте, ни в Вавилонии они не знали и не соблюдали предписания, запрещающего произносить имя Бога, тетраграмматон, в повседневных разговорах или приветствиях. Но с III века до н. э. по III век н. э. такой запрет уже существовал и частично соблюдался» (Marmorstein A. The Old Rabbinic Doctrine of God). В более ранний период произносить это имя не только позволялось, но и, по словам А. Коуэна, «было время, когда даже простые люди поощрялись свободно и открыто его использовать... Предположительно, это делалось с целью отличить евреев от [неевреев]».

41 Откуда же тогда возник запрет на оглашение Божьего имени? Раввин А. Марморштейн отвечает: «Под влиянием эллинизма, противящегося религии евреев, а также вероотступнического священства и знати возникло правило не произносить тетраграмматон в Святилище [в Иерусалимском храме]». В пылу рвения не произносить попусту имени Господа они подавляли всякие попытки употреблять это имя и тем самым устраняли или затушевывали то, что отличает истинного Бога от всех других богов. Под натиском религиозной оппозиции и вероотступников евреи перестали употреблять Божье имя.

42 Однако, как говорит А. Коуэн, «в библейские времена люди смело произносили [Божье имя] в повседневной речи». В Бытии 12:8 сказано, что патриарх еврейского народа Авраам «призвал имя Господа». Большинство тех, кто писал еврейскую Библию, свободно и в то же время уважительно использовали имя Бога вплоть до написания книги пророка Малахии в V веке до н. э. (Руфь 1:8, 9, 17).

43 Нет никаких сомнений в том, что в древности евреи писали и произносили Божье имя. Марморштейн признает, что позднее положение изменилось: «В первой половине III века до н. э. произошла большая перемена в отношении к имени Бога, которая значительно повлияла на еврейскую богословскую и философскую мысль и последствия которой ощущаются и по сей день». Устранение имени Бога способствовало тому, что представление о некоем безликом Боге образовало вакуум, который быстро заполнился учением христианских церквей о Троице (Исход 15:1—3).
44 Отказ от употребления Божьего имени обесценивает поклонение истинному Богу. Как сказал один комментатор, «когда Бога называют Господом, это верно, но, к сожалению, его образ становится холодным и безликим... Необходимо осознавать, что, переводя слова ЙХВХ и „Адонай“ словом „Господь“, переводчик вносит во многие места Ветхого Завета ноту формальности, и Бог становится абстрактным и далеким, что совершенно не соответствует исходному тексту» (Dentan R. The Knowledge of God in Ancient Israel). Как печально, что столь важное и величественное имя Яхве, или Иегова, удалено из многих переводов Библии, тогда как оно тысячи раз неизменно появляется в древнееврейском тексте! (Исаия 43:10—12).
Все еще в ожидании Мессии?
45 В Еврейских Писаниях содержится множество пророчеств, которые давали евреям, жившим около 2 000 лет назад, надежду на Мессию. Во 2 Царств 7:11—16 указывается, что Мессия будет потомком Давида. В Исаии 11:1—10 говорится, что во время его правления на всей земле восторжествует праведность и мир. Согласно Даниила 9:24—27, можно было вычислить время появления Мессии и его смерти.
46 В I веке евреи находились в ожидании Мессии. Они верили, что это будет «наделенный харизмой потомок Давида, которого Бог воздвигнет, чтобы сокрушить иго язычников [римлян], восстановить и возглавить израильское царство» (Encyclopaedia Judaica). Однако воинственный Мессия, которого ожидали евреи, так и не появился.
47 В «Новой британской энциклопедии» отмечается, что мессианская надежда для евреев была жизненно необходима, она сплачивала их и помогала претерпевать все беды и испытания. В ней говорится: «Евреи и их религия в значительной степени выжили благодаря твердой надежде на Мессию и на лучшее будущее». Однако в эпоху развития современного иудаизма (XVIII—XIX века) многие евреи перестали ждать Мессию. В итоге после холокоста многие из них потеряли терпение и надежду. Мессианские ожидания стали для них некоей обузой и превратились в символ грядущей новой эры, мира и благоденствия. С тех пор евреи в целом уже не верят в Мессию как в личность.

48 Такой новый религиозный взгляд, далекий от мессианских надежд, порождает серьезные вопросы: было ли ошибкой то, что иудеи тысячелетиями верили в Мессию как в личность? Что приведет человека к истинному Богу: иудаизм древних времен с примесью греческой философии? Или иудаизм без Мессии, разные формы которого появились в течение последних 200 лет? А может, все-таки есть иной путь, неизменно и точно держащийся мессианской надежды?

49 Чтобы разобраться в этих вопросах, мы предлагаем евреям, искренне чтящим Бога, еще раз вернуться к вопросу мессианства Иисуса из Назарета — но не такого, каким представляют его христианские церкви, а каким его описывают евреи в Греческих Писаниях. Зачастую Иисуса отвергают из-за небиблейского учения о Троице, чуждого любому еврею, твердо верящему непреложной истине: «Господь, Бог наш, Господь один» (Второзаконие 6:4). Поэтому мы призываем вас непредвзято прочитать следующую главу и познакомиться с Иисусом, о котором рассказывают Греческие Писания.
[Сноски]

В Бытии 17:18 на еврейском языке используется выражение ха-элохи́м, где перед словом элохим (Бог) стоит определенный артикль ха. В изданном на многих языках «Священном Писании — Переводе нового мира» это выражение передается как «истинный Бог».
В этой главе все цитаты из Священного Писания, если не оговаривается особо, взяты из перевода под редакцией Д. Йосифона, изданного в Иерусалиме в 1975—1978 годах. Названия библейских книг приводятся в согласии с устоявшейся русской традицией.
Хронология, представленная здесь, основана на Библии. (Смотрите урок номер 3 «События в потоке времени» в книге «Все Писание вдохновлено Богом и полезно», изданной Свидетелями Иеговы на многих языках.)

По словам еврейского историка I века Йосефа бен Маттитйаху (Иосифа Флавия), когда Александр прибыл в Иерусалим, евреи открыли ему ворота и показали пророчество из книги Даниила, написанное более чем за 200 лет до того, в котором ясно говорилось о завоеваниях Александра — царя Греции (Иудейские древности. XI. 8. 5; Даниил 8:5—8, 21).
В период Маккавеев (Хасмонеев, 165—63 до н. э.) иудейские правители, например Иоханан Гиркан, даже проводили массовое обращение в иудаизм путем завоеваний. Стоит заметить, что в начале нашей эры 10 процентов населения Средиземноморья исповедовали иудаизм. Это ярко свидетельствует о том, насколько успешно евреи обращали других в свою веру.
Согласно «Новой британской энциклопедии», «учение христианства о триединстве... отличает его от двух других исконно монотеистических религий [иудаизма и ислама]». Учение о Троице было принято церковью несмотря на то, что в «христианском каноне нет никаких конкретных утверждений, что Бог триедин».
В Мишне сказано: «Какие лица не имеют удела в будущем мире? Кто говорит, что нет воскресения мертвых» (Санхедрин 10:1, перевод Н. Переферковича). Учение о воскресении также составляет последний из 13 основных принципов иудейской веры, сформулированных Маймонидом. Вплоть до XX века отрицание воскресения рассматривалось как ересь.
«В Библии не сказано, что у человека есть душа. „Нефеш“ — это сам человек из плоти и крови, со всеми его потребностями» (Х. Орлински, Еврейский объединенный колледж).
В английском переводе Танаха, выпущенным Еврейским издательским обществом, в Исходе 6:3 имя Бога в виде тетраграмматона (четырех еврейских букв) появляется прямо в английском тексте (Tanakh—A New Translation of the Holy Scripture. The Jewish Publication Society).

В «Иудейской энциклопедии» говорится: «Имя ЙХВХ перестали произносить... из-за неверного толкования третьей заповеди „не произноси имени Господа, Бога твоего, попусту“ (Исх. 20:7 и Втор. 5:11), тогда как истинный ее смысл — „не клянись ложно именем ЙХВХ, Бога твоего“» (Encyclopaedia Judaica).
Гебраист, профессор богословия Джордж Ховард из Университета штата Джорджия говорит: «С течением времени эти две фигуры [Бог и Христос] слились воедино так, что часто их уже нельзя было отличить друг от друга. Возможно, именно устранение тетраграмматона вызвало христологические и тринитарные споры, будоражившие церковь в первые века нашей эры. Как бы то ни было, похоже, что удаление тетраграмматона породило религиозную атмосферу, резко отличавшуюся от той, которая царила в период Нового Завета в I веке» (Biblical Archaeology Review, 03/1978).
Взято из книги ОСБ История Свидетелей И.
Subscribe

  • Примитивно, но хотя бы так...

    Ранней весной 1996 года мне было видение - мы стояли с мужем, живущем уже тогда в Израиле, а я в Германии, вместе и я слышала слова «будет война». О…

  • Странности перехода

    В августе прошлого года мне пришло на разбор олово, которое по своему алхимическому числу совпало с 50ю и свиньей Буквально с 1 декабря с…

  • Магний магнию рознь

    После прочитанной и прослушанной в разных источниках информации решила перейти к действию и приобрела препарат с набором минералов, где большую дозу…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 5 comments