lady_dalet (lady_dalet) wrote,
lady_dalet
lady_dalet

Category:

Загадка, над которой мучается не одно поколение взрослых людей...

А знаете, какое имеет значение КУТУЗ у алтайцев? - почти такое же, как у ДЕЛИ. И раз в Европе поселились алтайцы, то тем более Ларионыч был родственником потомка Крафтов.

"Государство Дешт-и-Кипчак меньше всего напоминало собой «союз племен». Тюркская государственность с единым правителем, институтами власти, экономикой уже две тысячи лет назад приводила в восхищение китайцев, об этом свидетельствуют китайские хроники и, например, «Книга правителя области Шан»…
*
Что еще сказать? Да, были Римская империя, Византия — великие европейские державы, но был и Дешт-и-Кипчак, которому обе эти державы платили дань с начала IV века. И, право, неловко напоминать о том, что написано даже в Британской энциклопедии.

Предков надо видеть такими, какими они были, не приукрашивая, но и не скрывая их деяний. А доверяться лучше фактам, не эмоциям.

Пространства Дешт-и-Кипчака впечатляли современников. Перед страной тюрков Римская империя выглядела жалкой провинцией, а Византия — захолустным уездом.
*
На западе она захватывала Альпы, самый центр Европы у истоков Дуная и тянулась на тысячи километров на восток — за озеро Байкал: по свидетельству византийского сановника Зимарха, араба Ибн Баттуты и других путешественников, путь с востока на запад по стране тюрков занимал восемь месяцев.

На юге рубежи Дешт-и-Кипчака упирались в Босфор, граница в общих чертах сохранилась поныне, она по-прежнему разделяет Грецию и Болгарию, которая была каганатом Дешт-и-Кипчака и называлась Великая Булгария.

Предгорья Северного Кавказа тоже входили в Дешт-и-Кипчак, здесь граница углублялась на юг, шла по побережью Каспийского моря за «Железные ворота» в Закавказье и Иран — уже в начале III века нынешняя территория Нахичевани стала форпостом кипчаков на крайнем юге."
М. Аджи, Азиатская Европа.



*
Недалеко до Рождества по католически и я расскажу вам сказку. Вернее, ее рассказали уже давно, каждый ее знает с самого малого возраста. То, какой я узнала про нее вчера, очень подходит для Пятницы.
*

В русской народной сказке про Курочку-рябу, если в неё вдуматься, какая-то полная смысловая абракадабра. Если дед и баба хотели разбить яйцо, то почему плакали, когда оно в итоге разбилось?
*
В чем прикол в словах Курочки-рябы, что она снесет новое яйцо, но уже простое?
*
В чем мораль сказки? Её вновь нет, хотя различные исследователи стараются что-то отыскать, да как-то плохо получается. Из-за абсурдности смысла сказки, в 1920-е годы Деткомиссия при ГУСе СССР высказывалась против напечатания «Курочки Рябы».
*
До распространения сказки в России, сюжет Рябы известен был в фольклоре балтийских народов, вепсов, карелов, а также у таджиков, калмыков, абхазов, турок, румын, венгров и даже у жителей Сардинии.
*
Сказка о курочке Рябе и золотом яичке имеет более полутора десятков вариантов, где присутствуют несколько различных персонажей: дед с бабой или одна баба, курочка рябая или чёрно-пёстрая, которая сносит яичко или простое или золотое, или неведомо какое, а то и «пёстро, востро, костяно, мудрено».
*
Лишь в четырёх сказках дед с бабой пытаются разбить яйцо и плачут, вместо того, чтобы радоваться, когда его разбивает мышка. И в этом вся загадка, над которой мучается не одно поколение взрослых людей: почему дед с бабой плачут, если сами же хотели яйцо разбить?

*

*
"После обычного прочтения, начался обычный разговор о бестолковости этой сказки. И дед с бабой какие-то ненормальные: плачут, когда получают то, что хотели. И курица бестолковая: не соображает, что золотое яйцо лучше обычного…
*
- Дети, а кто-нибудь знает, как выглядит курочка ряба?
- ?
- Кто видел кур?
- Я видел!
- Где?
- В зоопарке!
(здесь все долго смеялись)
*
- Другое название курочки рябы – курочка пеструшка. Почему? Что значит рябое и что значит пестрое?
- ?
- Каждое перышко у нее наполовину белое, а наполовину черное. Поэтому вся курица в черно-белую крапинку – рябая. Среди всего птичьего двора она довольно резко выделяется. А что еще у нас наполовину белое, а наполовину черное?
*
- ??
- Очень просто – день и ночь! А много дней и ночей - это…
- Год!
*
- Верно! Так что курочка ряба – это год. А дальше уже все просто. Вот как это описано у Мурада Аджи:
*
«...Снесла она свое яичко, которое не простое, а золотое, 25 декабря, в День Богоявления: солнце тогда и бывает золотым. Дед (мороз), баба (вьюга) били-били его - не разбили. А мышка бежала - это уже в День мыши (25 июня была самая короткая ночь), - пробежала да хвостиком махнула, яичко упало и разбилось... И - все пошло на убыль. Такая вот была у древних тюрков сказка, познавательная.»
*
Она обещала не золотое, а простое...
Солнце зимой низко над горизонтом - желтое, золотое.
Летом - высоко - белое, простое...
Поворот от зимы к лету, к дню мыши - начало движения к простому...
Дед плачет, баба плачет - все тает - весна
Не плачь дед, не плачь баба - лето...
Дед бил-бил не разббил... Дед - это мороз. Когда бьют морозы, солнце - золотое...
*

" В русской же сказке Колобокэто круглый по форме хлеб с именем явно не русским. И тут всплывает еще один, но куда как более древний источник сказки – кипчацкий, где Колобок имеет четкий перевод с тюркского языка.
*
Как утверждает писатель и историк тюркского мира Мурад Аджи, слово «колобок» есть тюркское слово, и означает оно шарик навозного жука Скарабея.
*
И была у кипчаков сказка – теперь она русская народная – но не про пряник, а про этот самый навозный колобок. Сказка имела тот же сюжет, что позже и русская, но при этом заканчивалась моралью:
*
лиса, соблазнившись навозным колобком, думая, что он и вправду съедобен, хитростью, усадив его себе на нос, съела его, но в итоге наелась банальным дерьмом. Мораль: НЕ ХИТРИ, не будь слишком хитрым, как лиса, а то перехитришь сам себя и будешь есть дерьмо. Вот она, забытая мораль сказки!
*
А вот какая мораль у русского Колобка: будь хитрым, и тогда съешь вкусный хлеб!
*
Мораль, совершенно обратная тюркской. Русские вроде бы говорят, что не перехитришь – не проживешь, а кипчаки считали наоборот – будь честным, не хитри. То есть, в русской сказке либо никакой морали нет, либо она вновь поощряет плохие поступки.
*
Но почему кипчацкая сказка оказалась в Западной Европе, проникнув затем даже в Америку раньше, чем в Россию?
*
Вероятно, она пробралась до Западной Европы с сарматами или еще с гуннами завоевателя Атиллы в пятом веке, когда тюрки и финно-угры были единым уральским народом, с почти единым фольклором. Гунны, кстати, и пострадали в Европе от коварства и хитрости готов и римлян. Готы, как хитрая лиса, женили грозного Атиллу на своей знатной девушке Гудрун, которая затем отравила Атиллу, а их общий дом подожгла. Вот тогда и распалась империя «бича божьего» Атиллы, а деморализованные гунны, лишившись своего вождя, были разбиты и изгнаны.
*
В Беларуси с тех древних пор даже сохранилась поговорка – «загебоша аки обры» (сгинули, как обры (угры)). Только в Западной Европе кипчацкая мораль также трансформировалась в банальное приключение человечка-пряника, который пострадал из-за своего непослушания.
*
Как доказывает филолог Ф.М. Табассаранский, слово «лобок» – родственное слову «колобок» – имеет также тюркское происхождение, и раньше оно означало то же самое, что и сейчас в русском языке. Позже в русском языке слово «чело» было вытеснено словом «лоб»."
*
lady-dalet: А "кол" - рука. Когда жук-навозник накручивает свой шарик - колобок, он делает это своими "руками"-лапами. Отсюда и слово КОЛ-ЛО-КОЛ - проси, моли (движения рук, звуки).
*


*
И КОЛония - все вручную...
*

Tags: Алтай, М. Аджи, Таджикистан, мир и сказки, человек и мир, язык
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments